Мода на экране. Часть 1

29.03.2017, 15:19

Кинематограф и индустрию моды связывает крепкая, многолетняя дружба. В кино, как и в моде, всегда отражались целые эпохи. Актрисы превратились в кинодив, а их тандем с художниками по костюмам стал квинтэссенцией экранной магии. Модельеры вдохновлялись кинообразами и создавали коллекции одежды на их основе; женщины мечтали носить платья, как у актрис, тем самым повышая спрос на продукт модной индустрии. Голливуд подарил один из самых ярких (но единственный!) союзов моды и кино: Одри Хепберн и Юбера де Живанши. На протяжении нескольких десятилетий киноиндустрия задавала модные тенденции и актрисы были иконами стиля.

Мы собрали коллекцию художественных и документальных фильмов и сериалов, чтобы показать, как менялась мода в кино, как эти два вида искусства влияли друг на друга и как рекламные фэшн-ролики превратились в короткометражные фильмы.


Начнём с фильмов, в которых нашла отражение мода десятилетий или целых эпох.

Первый временной отрезок — с 18-го века до 60-х годов 20 века.



18-Й ВЕК


Мария-Антуанетта / Marie Antoinette
(2005)

«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» — за такие изречения в сторону своего народа можно поплатиться головой. Интерпретация биографии одной из самых знаменитых французских королев, которую сочно и ярко сняла София Коппола. Мария-Антуанетта вызывает противоречивые чувства: для одних она — избалованная маленькая девчонка, для других — личность с трагической судьбой. Когда тебя отдают замуж в 15 лет, пусть и за наследника французского престола, сложно сохранять равновесие. А, может, все эти версальские «загулы», несчетное количество нарядов и пирожных — лишь способ самозащиты? Режиссёрский взгляд на историческую личность заставляет задуматься. Над костюмами для фильма работала Милена Канонеро — голливудский художник по костюмам. Образы для «Марии-Антуанетты» принесли Милене третий Оскар. Канонеро воспроизвела одежду в стиле рококо лишь с одним отличием: она сделала наряды с меньшим количеством украшательств.



1861—1873 ГОДЫ


Унесённые ветром / Gone With the Wind
(1939)

Яркая роль Вивьен Ли и костюмы, которые жили в рамках фильма своей собственной жизнью. Для поколений наших бабушек и мам, а также современных романтичных барышень, платья Скарлет О’Хары — эталон женственности и красоты, в них хочется облачиться. Режиссёр Дэвид Селзник был увлечён своим детищем ничуть не меньше, чем Никита Михалков «Сибирским цирюльником». Каждая деталь имела значение. Бюджет картины был «раздут», но это не смущало режиссёра: по его замыслу, даже бельё на актрисах существовало в «рамках истории». Он искренне верил, что его героини «должны почувствовать эпоху». «Унесённые ветром» — классика кинематографа, обязательная к просмотру не столько из-за сюжета или актёрской игры, сколько из-за образов и костюмов, которые сделали фильм практически бессмертным. Художник по костюмам Уолтер Планкетт «скромно» заметил, что это работа не была лучшей, но жить будет вечно. И ведь не ошибся.



1914—1931 ГОДЫ


Из Африки / Out of Africa
(1985)

Молодая Мерил Стрип в роли жены предпринимателя, который выращивает кофе на африканской земле. Героиня Стрип приезжает на чёрный континент к мужу, но встречает там свою настоящую любовь. Костюмы начала 20-го века, настоящие хищники и жизненная история о выборе и любви.



20-Е


Великий Гэтсби / The Great Gatsby
(1974 и 2013)

Две экранизации одного романа, снятые с разницей почти в 40 лет. Книга Фицджеральда удостоилась, пожалуй, схожей с главным героем судьбы, а интерес к произведению возник лишь в 50-е годы. Обычно произведения не терпят сравнений с кинолентами, снятыми на их основе. И в данном случае роман выигрывает у экранизаций. Ну, а если говорить о духе времени, то безусловно, современному поколению будет гораздо ближе Гэтсби в исполнении Леонардо ДиКаприо, хотя настоящую атмосферу лучше передает картина 1974 года. Отчасти и потому, что она во временном пространстве как-то ближе к событиям, описанным в самом романе. Вне сомнений одно: костюмы хороши в обеих экранизациях, поэтому не мучайтесь выбором: смотрите любой фильм или сразу два.



30—40-Е


Искупление / Atonement
(2007)

Одна из трёх картин Джо Райта, где главная роль досталась Кире Найтли, а костюмами занималась Жаклин Дюрран (она также одевала актёров для съёмок «Анны Карениной» и фильма «Гордость и предубеждение»). «Искупление» называют одной из лучших актёрских работ Киры Найтли, а зелёное платье, созданное для неё Дюрран — одним из лучших костюмов в кинематографе 2000-х. Задачи передать дух эпохи в общем-то не стояло, потому как сюжет основан на воспоминаниях и мечтах, которые могут быть далеки от реальности. Несмотря на это, в фильме показаны две модные эпохи: 30-е годы и 40-е (во времена Второй мировой войны). На протяжении всей ленты зритель наблюдает за калейдоскопом сменяющих друг друга обрывков историй, чтобы, приблизившись к финалу, ощутить весь драматизм сюжета.


Девушка с обложки / Cover Girl
(1944)

Да, в середине прошлого века девушки тоже мечтали стать моделями. Только героиня Риты Хейворт, танцовщица Расти, гналась не за славой, а за любовью. Ей выпадает шанс попасть на обложку модного журнала, после чего она практически повторяет судьбу своей бабушки, выбрав себе в спутники жизни пианиста. Незамысловатый мюзикл с танцами, песнями и нарядами в духе времени.


Бонни и Клайд / Bonnie and Clyde
(1967)

В основе сценария этого фильма лежит реальная история двух грабителей — Бонни Паркер и Клайда Бэрроу. Они начали свой «бизнес» в самый разгар мирового экономического кризиса. Невероятно, но история их жизни действительно похожа на сюжет захватывающего фильма. Имена Бонни и Клайда сегодня стали нарицательными и символичными. Экранизация криминальной биографии знакомит не только с нравами 30-х, но и с модой тех времен.




50-Е


Дикарь / The Wild One
(1953)

С высоты 21-го века трудно просматривать фильмы, снятые тридцать-сорок лет назад, признанные классикой, потому как остаётся вопрос: ну а что в нём такого? Рассуждая как представители другой временной эпохи, мы едва ли представляем, какое культурное значение имели ленты «Дикарь» или «Бунтарь без причины» для своих современников. Возможно, это связано с тем, что наш глаз привык к другой съёмке, старым фильмам не хватает динамики… Но где бы были сегодня джинсы, если бы не Марлон Брандо?! Кроме того, «Дикарь» оказал значительное влияние на так называемое «байкерское» кино. Что касается моды: здесь показан молодёжный стиль 50-х, когда уставшие от нравоучений родителей молодые люди берут на вооружение гардероб рабочего класса, а плохое поведение и рок-н-ролл — как отличительную черту своей молодости и желания быть свободными от «взрослых» стереотипов.


Бунтарь без причины / Rebel Without a Cause
(1955)

В жизни Джеймс Дин не мог найти себе покоя, так же, как и его герой-бунтарь. Став молодёжной иконой 50-х, актёр посмертно сохранил за собой это звание. Сюжет фильма актуален и сегодня: почему подростки ведут себя необъяснимым образом? Что они хотят этим показать и почему пытаются самоутвердиться за счёт «вызова»? В этом и есть вся драма неокрепшей личности, которая не понятна взрослым с их «большими» проблемами в серьёзной жизни. «Бунтарь без причины» — как «Отцы и дети» Тургенева. Фильм считается частью «культурного и исторического наследия» США.


Забавная мордашка / Funny Face
(1957)

Первая роль Одри Хепбёрн в мюзикле. Главный редактор модного «глянца» Мэгги Прескотт и знаменитый фотограф Дик Эйвери пускаются на поиски «нового» лица — привлекательной интеллектуалки, которая думает так же хорошо, как и выглядит. Кто бы мог подумать, что свой «эталон» они находят в книжном магазине. Прообраз героини Одри — реальная модель 50-х Сьюзи Паркер, которая тоже появляется в фильме в небольшой роли. Кино демонстрирует не только модные тренды середины 20-го века, но и разносторонние таланты актёров: Хепбёрн и её коллеги поют и танцуют бип-боп. Совершенно точно не стоит искать глубокий смысл в сюжете: это беззаботное кино для беззаботного просмотра.


Завтрак у Тиффани / Breakfast at Tiffany’s
(1961)

Метаморфоза, превратившая дружбу легко скользящей по жизни девчонки и её соседа-писателя в любовь, а образы Одри Хепбёрн — в самые узнаваемые и канонические в истории моды и кинематографа. Роскошный союз актрисы и модельера Юбера де Живанши оставил наследие элегантных «луков», среди которых — знаменитое чёрное платье с перчатками до локтя и жемчужными нитями бус. Костюм был продан на одном из аукционов почти за миллион долларов.


Бриолин / Grease
(1978)

Мода 50-х, танцы, рок-н-ролл, машины с откидным или открытым верхом: яркая и позитивная картинка. Но это только кажется, что жизнь молодежи — беззаботное времяпрепровождение. У них свои драмы: любовь, лидерство, будущее. Не стоит глубоко копать, ведь фильм снят по мотивам одноимённого бродвейского мюзикла — танцев и песен здесь в избытке. «Бриолин» открыл для кинематографа Джона Траволту и Оливию Ньютон-Джон, а для современного зрителя — возможность посмотреть на прототип российского фильма «Стиляги», который, к слову сказать, тоже можно смело включать в наш список модных фильмов.


Шоколад / Chocolat
(2000)

Режиссёрская работа над фильмом получилась такой же тёплой и уютной, как чашка горячего шоколада. Лента снята по мотивам одноимённой книги англичанки Джоанн Харрис, хотя некоторые моменты в кино оставляют больше надежды, чем в самом романе. Действие картины захватывает 1950—1960-е годы в небольшом французском городке, куда приезжает одинокая Виенн с дочерью. Её взгляды на жизнь смущают местных жителей, но постепенно они проникаются новой соседкой. Весь секрет — в шоколаде и человеческом отношении. Дополните эту историю актёрской игрой Джонни Деппа — и рецепт прекрасного домашнего вечера перед экраном готов.


Месть от кутюр / The Dressmaker
(2015)

Лента австралийского режиссёра Джослин Мурхаус, получившая смешанные отзывы критиков и весомую поддержку адептов модной индустрии. Современная женщина забыла, что такое настоящая красота и стиль. Сегодня представительницы прекрасного пола не задумываются о безупречности своих причёски и макияжа, ленятся носить туфли на каблуке, оправдывая сочетание платья с кроссовками удобством. Помимо того, что фильм пропагандирует стиль, хороший вкус и женственность, он приправлен юмором и не лишён смысла. Когда все избегают тебя и считают самым ужасным и последним человеком в маленьком городке, можно заслужить расположение людей, если… умеешь кроить роскошные наряды.




60-Е


Я соблазнила Энди Уорхола / Factory Girl
(2006)

История Эди Седжвик — музы Энди Уорхола и Боба Дилана. Такой жажды жизни хватило бы на десять человек, но не хватило ей самой. Фильм базируется на биографии актрисы и светской тусовщицы, «фабричной» девчонки, которая влюбилась в гений Уорхола и в него самого. В этом сюжете — вся сущность 60-х с их свободолюбием, искусством, образом жизни и, конечно, модой. Оригинальное название фильма — «Factory Girl» — от арт-студии Энди Уорхола, которая была излюбленным местом нью-йоркской богемы, местом со скандальной репутацией и нравами, полностью соответствующими нравам десятилетия. С момента встречи с художником Эди Седжвик стала звездой «Фабрики», вот только блистать ей довелось недолго.


Фотоувеличение / Blowup
(1966)

Картина считается культовой, хотя, пожалуй, не каждый зритель сможет оценить. Эмоции, которые вызывает этот фильм, частично схожи с теми, что посещают при просмотре ленты Антона Корбейна «Контроль». Сюжет обращён к теме самоидентификации человека в обществе, к тому, что не вписывается в понятие «норма». Он адресован непризнанным гениям и тем, кто не похож на большинство. Он воспевает безнравственность или свободу? Возможно, и то, и другое. Он похож на череду несвязанных между собой картинок, но не лишён логики. Он демонстрирует каноны красоты и принципы социума одного из самых противоречивых десятилетий 20-го века. Иногда, чтобы увидеть, нужно воспринимать картинку целиком. Но в какие-то моменты целостность отвлекает от главного — того, что можно увидеть только на сильно увеличенных кадрах.

Мода на экране. Часть 1
Понравилась новость?
Расскажите друзьям:

Читайте также:

Футуризм и кэжуал в осеннем лукбуке URBAN TIGER

Елена Темникова и Константин Дебликов стали героями новой городской коллекции.

30 сентября: fashion- и бьюти-обзор за семь дней

Цепи Билли Айлиш, афро Zivert, образы для помолвки от Джей Ло.