«Виктор Цой» пишем, «Майк Науменко» — в уме

07.06.2018, 20:13

Сегодня в прокат выходит фильм Кирилла Серебренникова «Лето». Наш петербургский редактор размышляет, какое влияние на жизни друг друга оказали в молодости два главных персонажа ленты — Виктор Цой и Майк Науменко.

Рома Зверь в роли Майка Науменко и Тео Ю в роли Виктора Цоя​Кадр из фильма «Лето»

7 июня в широкий прокат выходит, пожалуй, одна из главных картин этого сезона — «Лето». Фильм наделал много шума еще до премьеры, причем не только из-за того, что Кирилла Серебренникова увезли в изолятор по обвинению в хищении бюджетных средств его театральных дел прямо со съемочной площадки, а еще и потому, что он «покусился на святое» — Виктора Цоя.

Живя в Петербурге, мы очень ревностно относимся к исконно нашим вещам, таким как «поребрик», «булочная», «Зенит» и, конечно же, Виктор Цой. И хоть Цой тяготел к Москве, а в последние годы жизни фактически переехал туда, все равно к нему на сто процентов применим эпитет «питерский рокер». Поэтому, когда общественность узнала о том, что фильм о, пожалуй, главном питерском рокере будет снимать московская команда, да еще и с таким странным сценарием, все встали на дыбы. Спасибо, что Петербург снимали не в Москве.

Сюжет картины довольно прост. Начинающий музыкант Виктор Цой приходит на «собеседование» к уже популярному Майку Науменко, чтобы показать свои песни. У Цоя и Майка завязывается дружба, в которую врывается жена Науменко — Наталья. С ней у Виктора возникает взаимная симпатия, которая, в конце концов, выливается в неуверенный поцелуй. В итоге отношения Натальи и Виктора останавливаются на этом поцелуе, дружба оказывается важнее, а Майк и Борис Гребенщиков помогают молодому Цою записать первый альбом.


«С приходом перестройки резко поднялись акции Ленинградского рок-клуба. Ведущие группы стали показывать по телевидению, выпускать их пластинки, их музыка была объявлена знамением времени — в противовес «прогнившей» эстраде», — вспоминает журналист и музыкальный критик Михаил Садчиков, работавший в то время с музыкантами. «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», «Кино», «Пикник» поехали на гастроли, причем собирая дворцы спорта. Майка в этой компании не оказалось. Увы, в это время он увлекся алкоголем, перестал рождать новые хиты, да и физически чувствовал себя неважно, пережив инсульт. Группа «Зоопарк» существовала, но никак не могла обрести былую мощь. Все это плюс нападение подростков-гопников во дворе собственного дома привело к трагическому концу в августе 1991 года, чуть больше года спустя после автокатастрофы, в которой погиб Виктор Цой. Но фильм не про 90-е, а про начало 80-х, когда все были молоды и равны перед Ленинградским рок-клубом». 

Кадр из фильма «Лето»


Главные споры вызывает даже не режиссерская работа Серебренникова или актерская игра Ромы Зверя и Тео Ю, а именно эта странная романтическая история между Натальей и Виктором. Была ли она на самом деле или же это плод фантазии авторов сценария?

Первоначальный сценарий не понравился многим, в том числе и самому Борису Гребенщикову, но потом сюжет много раз переписывался и не менее важным в нем стал не пресловутый невинный поцелуй, а красивая семейная пара Наташи и Майка. Измены не случилось, предательства — тоже: эти благородные, хотя и молодые люди оказались выше сладострастных желаний.

Кадр из фильма «Лето»

Мы узнали, что работая над книгой о Викторе Цое, петербургский писатель Александр Житинский просил многих рассказать что-то интересное о периоде Цоя до рок-клуба. Неожиданно откликнулась Наталья Науменко, вдова Майка, которая поведала, что вначале 80-х у них был мимолетный, невинный, но по-своему красивый роман с Виктором, хотя она в то время уже была счастлива замужем, только-только появился сын. Тогда немногие поверили в эту историю, и вот она каким-то чудом всплыла вновь. Сейчас многие ополчились на Наталью, говоря о том, что не было никакой романтической истории, что она, скорее всего, раздула ее. К сожалению, проверить это невозможно, потому как ни Цоя, ни Науменко нет в живых, дело это давно минувших дней и понятно, что никаких доказательств не осталось.

Кадр из фильма «Лето»

Но если посмотреть на эту историю, пересказанную в фильме, с другой стороны, то еще больше выделяется чрезвычайно трогательная, бескорыстная и даже всепрощенческая любовь Майка к жене. Чего только стоит один эпизод, когда Майк, застав жену и Виктора за поеданием вкусного помидора, смеющимися и явно наслаждающимся общением друг с другом больше, чем помидором, довольно уверенно и спокойно произносит: «Нам надо поговорить». И уводит Виктора в комнату, закрывая дверь. Казалось бы, конфликт назрел, и сейчас из-за двери послышатся обвинения, брань, возможно, даже удары. Набравшись решительности, Наташа заходит в комнату и видит Цоя, сидящего вместе с мужем, рассматривающих новый западный альбом.

В итоге история мимолетной влюбленности Наташи и Виктора плавно перерастает в историю преданной большой любви Майка и Наташи, которая автоматически поднимает ее до уровня самых знаменитых и преданных жен рок-звезд, таких как Йоко Оно, Линда Маккартни и Марьяна Цой.

Многие, и не без оснований, считают, что становлением молодого Цоя больше занимался Борис Гребенщиков, ставший продюсером его первого альбома. В фильме же Цой с приятелем, будучи уверены, что к БГ на «прием» не попасть, отправляются на встречу к более доступному, как им кажется, Науменко. Там Цой впервые поет «Мои друзья идут по жизни маршем» и «Бездельник», вызывая у Майка и рокерской публики чувство удивления: «Надо же, совсем молодой ПТУ-шник, а такие яркие и зрелые песни». Майк активно включается в «воспитание» Цоя, дает ему дельные советы. Многие говорят, что это художественное преувеличение, Цой был ближе все-таки к БГ, чем к Майку.

Кадр из фильма «Лето»

Жанр фильма заявлен как сочетание музыки, драмы и биографии. Многие ждали тяжелой картины, но на самом деле она соответствует названию и получилась летней, в ней много от мюзикла. Оригинальными выглядят вставные песенные номера западных авторов, разукрашенные в виде комиксов, которые исполняет хор простых советских людей сначала в электричке, а потом в троллейбусе. В подавляющем большинстве фильм черно-белый, но в нескольких музыкальных моментах он вдруг становится цветным — что тоже очень тонизирует.

Конечно, в ходе проката будут самые разные мнения. Вполне вероятно, что питерским знатокам рок-клуба картина покажется надуманной, ведь они давно считают, что на берегах Невы поднялся как-то особенный дар рок-н-ролла, который купеческой Москве не понять. Вряд ли им понравится, что в основном актеры и творческая группа — москвичи.

Кадр из фильма «Лето»

Да, можно долго спорить о том, был ли роман у Цоя и Натальи Науменко, и тема эта, несомненно, украсила фильм, но самым главным в картине стало фактическое открытие личности и творчества Майка Науменко для многих, особенно молодых зрителей, которые прекрасно знают, что такое «Кино», БГ и «ДДТ», но о существовании «Зоопарка» были наслышаны лишь по хитам Науменко, записанными бит-квартетом «Секрет», — «Мы любим буги-вуги» и «Мажорный рок-н-ролл». Плюс продолжали жить несколько таких песен, как «Лето», «Пригородный блюз», «Дрянь». Явная заслуга Кирилла Серебренникова и его команды в том, что он не побоялся поставить на одну доску Майка Науменко с небожителем Виктором Цоем и сделал тонкий пронзительный фильм о больших мастерах ленинградского рок-н-ролла. Теперь уже никто из поклонников не скажет: «Подумаешь, Науменко, да кто он такой против Вити!» Историческая и художественная справедливость восстановлена.

___


Текст: Михаил Садчиков-младший

Понравилась новость?
Расскажите друзьям:

Читайте также:

Триумф «Оппенгеймера» и Билли Айлиш: в Калифорнии вручили «Оскар»

В Лос-Анджелесе прошла 96 церемония главной кинопремии.

Zivert показала трейлер документального фильма «В мире весёлых»

Звезда сняла ленту о создании своего одноимённого альбома.

Бейонсе показала трейлер фильма «Ренессанс»

Вся эпичность мирового тура поп-дивы чувствуется уже в этих полутора минутах.