Как изменились способы продвижения музыки за последние 100 лет

06.11.2016, 10:20
Как изменились способы продвижения музыки за последние 100 лет

Что первично: запрос или тренд?

Это, конечно, вечный вопрос. Ещё 20-30 лет назад ротации на радио и телевидении играли основополагающую роль в жизни артиста, а музыкальные СМИ, в лице критиков и журналистов, задавали тренды и влияли на судьбу музыкальных проектов. Сегодня рецензия на альбом в журнале уже не имеет веса. Названия средств массовой информации утратили свою прежнюю силу - СМИ больше не бренд. Хотя имена некоторых журналистов ещё таковым остаются.

Музыкальная грамота была известна ещё в Древней Греции. К XVII веку сформировались общепринятая система нотной записи. В 1877 году Томас Эдисон изобрёл фонограф, а уже в 1898 году появились первые граммофонные пластинки и возможность тиражирования музыки.

Музыка развивалась постепенно в технологическом смысле. Вместе с ней развивались и носители: от пластинок на 78 оборотов до больших пластинок на 33 оборота и маленьких на 45. Чем сложнее становилась техника, тем лучше качество звука.

Как изменились способы продвижения музыки за последние 100 лет

Возможность электрической звукозаписи дала музыкальной индустрии новых музыкантов, повлияла на появление новых жанров и спровоцировала рождение современной музыкальной прессы в 40-е годы. В своей книге «Я введу вас в мир поп» культовый музыкальный критик Артемий Троицкий, писал, что «до войны поп-культура ещё не осознавала себя в полной мере, не было таких принципиальных вещей, как радиоротация, долгоиграющие пластинки, поп-фестивали и хит-парады, соответственно, не было и поп-журналистики». Одним из первых музыкальных журналов был американский Billboard, ориентированный на людей внутри индустрии. Появление музыкальной прессы было связано и с тем, что пластинки «пошли в народ» и продажи стали анализировать. Появилась необходимость доносить эти данные в каком-либо формате до музыкальных бизнесменов. Развитие новых музыкальных жанров послужило причиной для рождения отдельных изданий для слушателей и профессиональных музыкантов. Таким образом, началось продвижение музыки на физических носителях и через упоминание в профильных изданиях.

Ещё одним способом распространения и продвижения музыки было радио. Впервые музыку посредством радиоволн передал канадский учёный Реджинальд Фессенден операторам на борту судов в Мексиканском заливе в 1906 году. На протяжении нескольких десятков лет ротация на радио была желаемой целью для музыкантов, представляла один из способов рассказать о своём проекте большей аудитории. Если твоя музыка была на радио - это уже что-то значило. Развитие цифровых технологий отодвинуло эфирные радиостанции. Некоторые перешли на интернет-вещание.

В 1950-е пришло телевидение и убило радио. Во всяком случае, под таким девизом телевидение вошло в музыкальную индустрию. Но, как это ни парадоксально, именно телевидению многие популярные музыканты обязаны своим успехом.

Основной телевизионный бум в музыкальной индустрии пришёлся на 80-е, когда свое вещание начал канал MTV. Хотя, музыкальные видеоролики появились задолго до рождения телеканала. Некоторые группы записывали видео живых выступлений, чтобы их могли увидеть жители других стран, куда музыканты (чаще по финансовым соображениям) просто не могли приехать с концертами. Музыкальные же видеоклипы, появившиеся вместе со специализированным телеканалом, имели продуманную концепцию, были креативными и носили развлекательный характер. Как следствие – привлекали самую желанную, с точки зрения демографии, аудиторию – молодую. Кроме того, просмотр видео был абсолютно бесплатным. Поэтому производство видеоклипов оказалось выгодным делом для звукозаписывающих компаний: это была фактически бесплатная реклама музыки. Поэтому лейблы просто умоляли кабельные системы демонстрировать клипы их артистов.

Ротация музыкальных клипов стала ещё одним инструментом в продвижении музыки и популяризации артистов. Музыкальное телевидение позволило заявить о себе целому списку исполнителей и групп так называемой «новой волны»: Брайан Адамс, Blondie, Eurythmics, Culture Club, Mötley Crüe, Prince, Duran Duran, Bon Jovi, The Police и The Cars. Ну и напомнить о себе некоторому количеству забытых героев: Journey, Aerosmith, The Rolling Stones, Rod Stewart, The Who и ZZ Top.

Как изменились способы продвижения музыки за последние 100 лет

С начала прошлого столетия, получив возможность массового тиражирования на физических носителях, музыка не только развивалась сама, но оказывала влияние на другие сферы искусства, проникая в кинематограф, фотографию и модную индустрию. Музыка определяла целые десятилетия и образ мышления в них. О феномене слияния «культуры аристократизма» и «культуры супермаркета» пишет Джон Сибрук в книге «Nowbrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры». Он отмечает превращение культуры в товар, чему отчасти способствовало и музыкальное телевидение. С одной стороны, видеоклипы были визуальным искусством, с другой - они были рекламой музыки.

С развитием технологий и возможностей менялась и модель потребления музыки и, как следствие, способы продвижения, возможности зарабатывать на её продажах и распространении. Раньше покупка и прослушивание записей были целым ритуалом, а сегодня для аудитории музыка является фоном.

Как изменились способы продвижения музыки за последние 100 лет

Модель потребления музыки начала меняться задолго до появления и массового распространения интернета. В 1982 году вышел первый альбом в формате CD-диска - «The Visitors» шведской поп-группы ABBA. Постепенно новый формат физических носителей стал вытеснять виниловые пластинки и магнитофонные кассеты.

Как изменились способы продвижения музыки за последние 100 лет

Потом появился Стив Джобс с идеей «тысячи песен в кармане» и перевернул музыкальную индустрию.

Цифровой формат имел явный успех, так как предполагал простую передачу данных и музыки, но требовал наличие специальных навыков и средств, таких как, компьютер, например. Кроме того, этот формат выглядел сомнительным с точки зрения авторского права. Произведения, накопленные за всё время существования звукозаписи, беспрепятственно оказались в Сети всего через пару лет с момента появления mp3. Популярность mp3-файлов зашкаливала: по количеству поисковых запросов «mp3» опережало даже слово «секс».

На волне «хитовости» цифрового формата, появляются такие сервисы, как Napster, открытый в 1999 году на пике бума «доткомов». Однако музыканты были против подобного распространения музыки. Прецедентом стала история появления на ресурсе демо-версии композиции «I Disappear» группы Metallica до даты официального релиза.

Портативный MP3-плеер, разработанный компанией Apple, был ответным шагом на действия Napster и других аналогичных ресурсов, с целью сделать цифровой контент легальным. 23 октября 2001 года вышел первый iPod.

Как изменились способы продвижения музыки за последние 100 лет

Вообще-то, лейблы были не готовы к переходу в цифровую эпоху и, по понятным причинам, не спешили заключать контракты с Apple. А история Napster закончилась в 2008 году, когда он был куплен американской компанией Rhapsody, которая сегодня представляет музыкальный платный сервис.

Сегодня музыка не просто перешла в цифровой формат. Прослушивание музыки стало возможным потоково, благодаря стриминговым ресурсам, которые предоставляют доступ практически к любому контенту. Происходит это легально за $10 в месяц (или 300 рублей за ежемесячную подписку в России). Доля заработка музыкантов (лейблов) от продажи записей в таком формате ничтожно мала. Группы проводят время в студии, тратят средства на производство альбома, чтобы потом практически бесплатно оставить его в интернете.

Как изменились способы продвижения музыки за последние 100 лет

Инвестиция времени и денег в запись музыкального материала сегодня является инвестицией в продвижение. Если раньше лейблы платили, чтобы музыкант записал альбом, то сейчас музыканты платят агрегаторам за возможность продвижения пластинки, услышав которую аудитория захочет купить билет на концерт и, возможно, даже «мерч». 

___

Автор: Олеся Петроченкова

___

Как изменились способы продвижения музыки за последние 100 лет
Как изменились способы продвижения музыки за последние 100 лет
Понравилась новость?
Расскажите друзьям:

Читайте также:

«The Tortured Poets Department»: слушаем новую пластинку Тейлор Свифт!

Певица дропнула одиннадцатый студийник. Внутри – совместки с Post Malone и Florence + The Machine.

Слушать трек

«This Time Around» (Remix): Дженнифер Лопес записала фит с (G)I-DLE

Латиноамериканская дива покоряет кей-поп-сцену!