Эфир
31.01.2019, 10:46 // Кино и сериалы

«BEEF: Русский хип-хоп». Прожаренный, свежий и актуальный

Корреспондент TNTMUSIC.RU одним из первых посмотрел нашумевший фильм об истории русского хип-хопа и понял, что Рома Жиган открыл новую страницу в развитии этого жанра.

Кадр из фильма «BEEF: Русский хип-хоп»

Когда наш корреспондент встретился на питерской премьере фильма «BEEF» с Ромой Жиганом, то первое, что он спросил у него: «Не устарел ли фильм за семь лет?» Действительно, только культовый режиссёр Алексей Герман-старший мог позволить себе снимать фильм «Трудно быть Богом» по роману братьев Стругацких десятилетиями... Жиган работал над проектом хоть и не десять, а семь лет, но это очень большой срок для современной музыкальной индустрии, в которой всё стремительно меняется.

Как таковой, сюжет фильма описывать бессмысленно. Он может уложиться в пару фраз: «Развитие хип-хопа в России глазами современников». Прямо как тема школьного сочинения, где нужно написать вступление, основную часть, кульминацию и развязку. Так и с хип-хопом, который пережил в России всё, что только можно: неожиданное появление в конце 80-х – начале 90-х; стремительный взлёт с попаданием в ротации телеканалов и радиостанций; рассвет вначале 2000-х и практически полное забвение на рубеже 2000х-2010-х; возрождение в середине 2010-х, когда он отыграл свои позиции, став главной музыкой молодёжи.

Фотоотчёт: Oxxxymiron, Смоки Мо и Рома Жиган на премьере «BEEF» в Петербурге

Рома Жиган и FaceКадр из фильма «BEEF: Русский хип-хоп»

Об этом и пытался рассказать в своей картине Жиган. Согласитесь, благодатная почва для киноматериала, выстроенного по всем законам драматургии. И радует, что создатели решили не просто пройтись по верхам и сделать документалку с говорящими головами, а настоящий фильм, где есть лирический герой в исполнении самого Жигана, сюжетные вставки, описывающие поиски героя в этом мире, и музыкальные номера.  

Заметим, что Жиган начал заниматься этим проектом ещё до бума музыкальных фильмов, который последние годы поставляет нам Голливуд. В 2011 году ещё не было «Ла-Ла Ленда», Леди Гага не спелась с Брэдли Купером в «Звезда родилась», а Рами Малек не помышлял о роли Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии». Получается, что создатели «BEEF» опередили время, но, как это часто бывает, столкнулись с трудностями.

В тему: Ресторатор на премьере «BEEF»: «Этот фильм явно лучше «Богемской рапсодии»

Скриптонит​Кадр из фильма «BEEF: Русский хип-хоп»

Сложнее всего, по словам Жигана, было договориться со всеми участниками, ведь «актёров» (точнее, музыкантов, с которыми состоялись интервью) в фильме около 130 человек (!), и многие из них появляются в кадре буквально на несколько секунд. И вот тут, наверное, кроется главная проблема этого фильма. Со многими исполнителями рэпер, судя по всему, разговаривал давно – об этом свидетельствует не только качество плёнки, но и многие мысли, которые высказывают участники. Например, в «BEEF» показан совсем молодой Тимати (ещё даже без бицепсов), который пока рассуждает не как человек, построивший крупный лейбл, а как рядовой рэпер. Зато в изобилии присутствуют рассказы Басты о прошлом, настоящем и будущем хоп-хопа. Радует неожиданное появление Oxxxymiron'а, а также часть его недавнего выступления в «Олимпийском».

В тему: Птаха о фильме «BEEF»: «Я до сих пор в культурном шоке»

OxxxymironКадр из фильма «BEEF: Русский хип-хоп»

Бросается в глаза нехватка женских лиц: фрагментам интервью с популярными исполнительницами в ленте отведено очень мало времени. Резонный вопрос: неужели среди талантливых рэперов совсем нет девушек? «Роль» в таком фильме, несомненно, дала бы толчок к развитию и появлению новых хип-хоп-принцесс.

На протяжении всей картины не покидает ощущение, что Жиган откусил больше, чем смог проглотить. При просмотре «BEEF» возникло такое чувство, что русский хип-хоп несколько больше и многограннее, чем это показано в фильме. В нём явно остались неохваченными темы 90-х (нет одиозного Богдана Титомира, нет подробного рассказа про Децла), мало внимания уделено хип-хоп-баттлам (а они попадают в рейтинги поисковиков и собирают миллионы просмотров), нет описания R&B, который в середине 2000-х фактически заменил хип-хоп.

В тему: Мастер Шеff о фильме «BEEF»: «Не одобряю картину и считаю её несостоявшейся»

V7 CLUB​Кадр из фильма «BEEF: Русский хип-хоп»

Но думаем, что это неспроста. Недаром ведь сам Рома Жиган сказал, что материала накопилось уже и на «BEEF-2». Если мысль о второй части уже появилась, то почему бы тогда не замахнуться на что-то большее и не сделать из этого проекта многосерийный фильм или даже настоящий сериал? Чем, например, истории Басты, Мирона или группы «Каста» не тянут на отдельные полноценные проекты?

Но это всё лирика, потому что главная заслуга Жигана состоит в том, что он увековечил русский хип-хоп и сделал то, что не смогли сделать рокеры, которые так и не дождались полноценного и интересного фильма о своём движении. Русский рэп принято сравнивать с русским роком по накалу страстей, эмоциям, текстам, музыке – но много ли сейчас осталось людей, которые помнят, как начинался русский рок, и его героев?

А в русском хип-хопе таких много. И, похоже, это только начало.

Кадр из фильма «BEEF: Русский хип-хоп»

МЫ В ДРУГИХ СОЦСЕТЯХ:

МАТЕРИАЛЫ по теме

Кино и сериалы

28 января - 5 февраля: что нового в сериалах

Подробности фильма «Во все тяжкие», трейлеры «Барри» и спин-оффа «Форс-мажоров».

Кино и сериалы

На фестивале показали шокирующий фильм о Майкле Джексоне. Что там?

TNTMUSIC.ru о том, что говорится в картине «Покидая Неверленд» .

Кино и сериалы

21-27 января: что нового в сериалах

Будущее интерактивных проектов, «Обитель зла» на телеэкранах, трейлеры «Пацанов» и «Академии Амбрелла».

Плей-листы / Кино и сериалы

OST «BEEF: Русский хип-хоп»: 20 треков, которые перевернули игру

Опубликован плей-лист с музыкой из нашумевшей документалки.

Кино и сериалы

14-20 января: что нового в сериалах

Тизер «Игры Престолов», письмо Шелдону Куперу, перезапуск «Перри Мейсона» от Роберта Дауни-младшего.

Прямой эфир