Последний мартовский уик-энд отметился скомканной премьерой нового лонгплея ведущего хип-хоп-артиста. Техническая ошибка сервиса Apple Music, в очередной раз выступившего эксклюзивным прокатчиком свежего аудиоблокбастера Скриптонита, спровоцировала массовый слив альбома «Свистки и бумажки», из-за чего стриминг-гигант был вынужден выпускать его на три дня раньше заявленной даты. TNTMUSIC.RU оценил пятую полноформатную работу (если считать две части «Уробороса» за одну) Адиля Жалелова и делится своим видением того, что этот релиз может значить для самого автора и почему представленное им творение по своим свойствам больше напоминает если не «плейлист» (в дрейковском понимании этого слова), то промежуточный микстейп.
Кажется, ещё ни один альбом Скриптонита не получал столь сдержанные отзывы, как «Свистки и бумажки». В ответ на такое наблюдение можно бы указать на российский «топ-100» Apple Music, под завязку забитый треками рэпера, но всё же нельзя забывать о концентрированности прослушиваний на одном стриминг-ресурсе, совершившим сделку с музыкантом. Ощущение некоторой неудовлетворённости публики возникает, когда пролистываешь комментарии и видишь, как сам Адиль фиксирует внимание на негативных отзывах. Основатель Musica36 не в первый раз триггерится на дежурное «раньше было лучше», но сейчас он пошёл дальше и буквально растоптал собственный дебютник «Дом с нормальными явлениями», сделавший его большим артистом.
Скриптонит считает свою классическую пластинку 2015 года «попсой» и «средним альбомом», напичканным пафосом и грошовой претенциозностью. Всего этого вы и правда не услышите в «Свистках и бумажках», и даже более того ― новый релиз вполне можно уличить в отсутствии амбициозности. На это указывает и сам Адиль в строчке «ни перстня, ни статуэтки не волнуют меня, я здесь тупо тренируюсь», но и для равновесия стоит отметить, что имеется и такая: «Я не хочу стать одинаковым». Так и как же относиться к его новой работе, показательно украшенной антистатусной обложкой в духе «Симпсонов»?
Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.
При прослушивании треклиста можно уверенно заявить, что продюсерское мастерство Скриптонита и его внимание к многослойным аранжировкам никуда не исчезли и по-прежнему увлекают своей утончённостью, а лирическое наполнение всё так же цепляет ухо остроумными мыслями и панчами, но ещё и режет смачной неполиткорректностью. Вообще, тут стоит сразу вставить короткую ремарку: возвращение сексизма и слатшейминга в тексты рэпера для кого-то определённо станет главным разочарованием, и оно возникнет не из воздуха. Да, великий и ужасный долгое время славился частыми «сучками», постельными подробностями и пренебрежительным отношением к развязным женщинам в своих бэнгерах, но с выходом альбома «2004» наметилась положительная динамика в переосмыслении мачистских взглядов.
Вот чего на свежей пластинке стало меньше, так это больших откровений и новых фактов биографии выходца из Павлодара. Но сколько можно окунаться в этот греховный омут? «Иногда мне кажется, я всё ещё живу каким-то прошлым, пренебрегая своим настоящим», ― признаётся Адиль в финальном треке «Одно и то же».
«Свистки и бумажки» ― намеренный отказ от концептуальных историй, следствие усталости от наших завышенных ожиданий и работа, сделанная на классе и во имя личного удовольствия.
Это не значит, что Скриптонит решил больше не стараться ― его последние работы легко дадут фору классическому «Дому» и «Уроборосу» в том, как искусно они спродюсированы. И пусть вас не смущает олдскульный минимализм, часто завязанный на семплинге соул-пластинок. Для любителей более проникновенных номеров артист заготовил трагическую оду деструктивности «Лепесток», исполненную с дуэтом «Сёстры», и уже упомянутую закрывашку «Одно и то же», которая ровно так же хорошо бы смотрелась и на обещанном, но не вышедшем лонгплее Gruppa Skryptonite. Если говорить о потенциальных хитах для стадионов, то больше всего на них походят треки «Жить как я живу» и «Бэлмэйн», но даже они не врываются в колонки как типичные бэнгеры.
На альбоме «Свистки и бумажки» Скриптонит создаёт ощущение грамотно составленного плейлиста, который способен увлечь многообразием красок, но и не спугнуть слишком резкими переходами. В таком подходе есть свои плюсы, только вот ничего не поделаешь с аппетитами масс получить новую монументальную классику от авторитетного хедлайнера. Расслабленные по вайбу треки раскрывают текущий лайфстайл Адиля как сторонника легалайза, который может позволить себе грубые насмешки над ограниченностью хвастливых рэперов и тех, кто попросту ворует его стиль (очередные намёки на Масло чёрного тмина?), чтобы потом растворить в дыму свою раздражённость. Такая модель поведения сильно отличается от разгульных «праздников», проходивших на «улице 36», отчего пятый лонгплей сложно назвать и сборником бэнгеров со своими «Цепями».
Вместе с этим не стоит строить иллюзий о стопроцентно вайбовом альбоме, в нём куда больше драмы и трагизма, чем может показаться. В треке «Прям с утра» Скриптонит транслирует чувство собственного бессилия и полной апатии, которое накатывает в самые трудные моменты жизни. Адиль не был бы собой, если бы не оставлял место для рефлексии, и она всплывает здесь в неожиданные моменты. Автор читает: «Я вечно в топе, потому что я стелю лишь жизу», ― что отлично описывает причины его могущества. Как тут не столкнуться с творческим ступором и последующим стрессом?
В своих соцсетях глава Musica36 нередко срывается на критиков и собственных фанатов, позволяя себе оскорбительный тон. Как и многие великие художники, Адиль Жалелов не лишён неприятных человеческих качеств, но кажется, что он и сам их осознает и пытается изменить. Автор «Дома с нормальными явлениями» также может как угодно оценивать своё прошлое творчество, и в этом будет его правда, с которой немало людей даже согласятся. По прошествии времени, как минимум, дилогия «Уробороса» и правда кажется более зрелым материалом. Да и «2004» тоже. Но любой большой творец имеет право на промежуточные работы между важными полотнами. Вряд ли свежий релиз «Свистки и бумажки» даже со временем начнут считать ещё одним бриллиантом в дискографии Скриптонита, и это нормально. Не стоит забывать, что в текущие активы рэпера входит не только личный успех, но и владение крупным лейблом и собственным СМИ. «Свистки и бумажки» уверенно работают на горизонтальное расширение сфер влияния.
Назвать альбом кризисным было бы несправедливо. Уместнее определение «промежуточный», отсылающее к необходимому привалу перед достижением большого города. Скриптонит всё так же последователен и верен себе.