Как Скриптонит выложил на стол «Свистки и бумажки» и пошёл дальше: рецензия на альбом

31.03.2021, 15:39

Последний мартовский уик-энд отметился скомканной премьерой нового лонгплея ведущего хип-хоп-артиста. Техническая ошибка сервиса Apple Music, в очередной раз выступившего эксклюзивным прокатчиком свежего аудиоблокбастера Скриптонита, спровоцировала массовый слив альбома «Свистки и бумажки», из-за чего стриминг-гигант был вынужден выпускать его на три дня раньше заявленной даты. TNTMUSIC.RU оценил пятую полноформатную работу (если считать две части «Уробороса» за одну) Адиля Жалелова и делится своим видением того, что этот релиз может значить для самого автора и почему представленное им творение по своим свойствам больше напоминает если не «плейлист» (в дрейковском понимании этого слова), то промежуточный микстейп.

СкриптонитФото: Apple Music

Кажется, ещё ни один альбом Скриптонита не получал столь сдержанные отзывы, как «Свистки и бумажки». В ответ на такое наблюдение можно бы указать на российский «топ-100» Apple Music, под завязку забитый треками рэпера, но всё же нельзя забывать о концентрированности прослушиваний на одном стриминг-ресурсе, совершившим сделку с музыкантом. Ощущение некоторой неудовлетворённости публики возникает, когда пролистываешь комментарии и видишь, как сам Адиль фиксирует внимание на негативных отзывах. Основатель Musica36 не в первый раз триггерится на дежурное «раньше было лучше», но сейчас он пошёл дальше и буквально растоптал собственный дебютник «Дом с нормальными явлениями», сделавший его большим артистом. 

Скриптонит считает свою классическую пластинку 2015 года «попсой» и «средним альбомом», напичканным пафосом и грошовой претенциозностью. Всего этого вы и правда не услышите в «Свистках и бумажках», и даже более того ― новый релиз вполне можно уличить в отсутствии амбициозности. На это указывает и сам Адиль в строчке «ни перстня, ни статуэтки не волнуют меня, я здесь тупо тренируюсь», но и для равновесия стоит отметить, что имеется и такая: «Я не хочу стать одинаковым». Так и как же относиться к его новой работе, показательно украшенной антистатусной обложкой в духе «Симпсонов»?

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

При прослушивании треклиста можно уверенно заявить, что продюсерское мастерство Скриптонита и его внимание к многослойным аранжировкам никуда не исчезли и по-прежнему увлекают своей утончённостью, а лирическое наполнение всё так же цепляет ухо остроумными мыслями и панчами, но ещё и режет смачной неполиткорректностью. Вообще, тут стоит сразу вставить короткую ремарку: возвращение сексизма и слатшейминга в тексты рэпера для кого-то определённо станет главным разочарованием, и оно возникнет не из воздуха. Да, великий и ужасный долгое время славился частыми «сучками», постельными подробностями и пренебрежительным отношением к развязным женщинам в своих бэнгерах, но с выходом альбома «2004» наметилась положительная динамика в переосмыслении мачистских взглядов. 

Вот чего на свежей пластинке стало меньше, так это больших откровений и новых фактов биографии выходца из Павлодара. Но сколько можно окунаться в этот греховный омут? «Иногда мне кажется, я всё ещё живу каким-то прошлым, пренебрегая своим настоящим», ― признаётся Адиль в финальном треке «Одно и то же»

«Свистки и бумажки» ― намеренный отказ от концептуальных историй, следствие усталости от наших завышенных ожиданий и работа, сделанная на классе и во имя личного удовольствия.   

Фото: Apple Music

Это не значит, что Скриптонит решил больше не стараться ― его последние работы легко дадут фору классическому «Дому» и «Уроборосу» в том, как искусно они спродюсированы. И пусть вас не смущает олдскульный минимализм, часто завязанный на семплинге соул-пластинок. Для любителей более проникновенных номеров артист заготовил трагическую оду деструктивности «Лепесток», исполненную с дуэтом «Сёстры», и уже упомянутую закрывашку «Одно и то же», которая ровно так же хорошо бы смотрелась и на обещанном, но не вышедшем лонгплее Gruppa Skryptonite. Если говорить о потенциальных хитах для стадионов, то больше всего на них походят треки «Жить как я живу» и «Бэлмэйн», но даже они не врываются в колонки как типичные бэнгеры.       

На альбоме «Свистки и бумажки» Скриптонит создаёт ощущение грамотно составленного плейлиста, который способен увлечь многообразием красок, но и не спугнуть слишком резкими переходами. В таком подходе есть свои плюсы, только вот ничего не поделаешь с аппетитами масс получить новую монументальную классику от авторитетного хедлайнера. Расслабленные по вайбу треки раскрывают текущий лайфстайл Адиля как сторонника легалайза, который может позволить себе грубые насмешки над ограниченностью хвастливых рэперов и тех, кто попросту ворует его стиль (очередные намёки на Масло чёрного тмина?), чтобы потом растворить в дыму свою раздражённость. Такая модель поведения сильно отличается от разгульных «праздников», проходивших на «улице 36», отчего пятый лонгплей сложно назвать и сборником бэнгеров со своими «Цепями». 

Вместе с этим не стоит строить иллюзий о стопроцентно вайбовом альбоме, в нём куда больше драмы и трагизма, чем может показаться. В треке «Прям с утра» Скриптонит транслирует чувство собственного бессилия и полной апатии, которое накатывает в самые трудные моменты жизни. Адиль не был бы собой, если бы не оставлял место для рефлексии, и она всплывает здесь в неожиданные моменты. Автор читает: «Я вечно в топе, потому что я стелю лишь жизу», ― что отлично описывает причины его могущества. Как тут не столкнуться с творческим ступором и последующим стрессом?

В своих соцсетях глава Musica36 нередко срывается на критиков и собственных фанатов, позволяя себе оскорбительный тон. Как и многие великие художники, Адиль Жалелов не лишён неприятных человеческих качеств, но кажется, что он и сам их осознает и пытается изменить. Автор «Дома с нормальными явлениями» также может как угодно оценивать своё прошлое творчество, и в этом будет его правда, с которой немало людей даже согласятся. По прошествии времени, как минимум, дилогия «Уробороса» и правда кажется более зрелым материалом. Да и «2004» тоже. Но любой большой творец имеет право на промежуточные работы между важными полотнами. Вряд ли свежий релиз «Свистки и бумажки» даже со временем начнут считать ещё одним бриллиантом в дискографии Скриптонита, и это нормально. Не стоит забывать, что в текущие активы рэпера входит не только личный успех, но и владение крупным лейблом и собственным СМИ. «Свистки и бумажки» уверенно работают на горизонтальное расширение сфер влияния. 

Назвать альбом кризисным было бы несправедливо. Уместнее определение «промежуточный», отсылающее к необходимому привалу перед достижением большого города. Скриптонит всё так же последователен и верен себе.    

В тему:
Факт дня: альбом Скриптонита «Свистки и бумажки» вышел на всех платформах
Понравилась новость?
Расскажите друзьям:

Читайте также:

Tyler, The Creator анонсировал альбом

Пластинка получит название «CHROMAKOPIA».

Слушать трек

«Счастливым»: Niletto возвращается к поп-бэнгерам

Хитмейкер представил сингл в духе «Любимки».

«THE PRE-PARTY»: слушаем посмертный EP Juice WRLD

Команда погибшего фрешмена продолжает публиковать неизданный материал артиста.