Долгие годы имя Александра Цоя было окутано тайнами и легендами. Широкой публике он предстал лишь в 2012 году, создав фильм о своем отце, затем примкнул к проекту «Симфоническое Кино», а сейчас работает над собственной группой «Ронин». В интервью ТNТMUSIC.RU Цой поделился подробностями грядущего концерта в Московском Доме Музыки 1 марта, объяснил, почему не появился раньше, и рассказал, как надо слушать песни группы «Кино».
Вашим дебютом можно считать появление в программе «Вечерний Ургант», где Вы спели «Шепот». Как оцениваете свое выступление?
- Есть много вещей, которые можно было бы сделать лучше, но, учитывая, что это был дебют по многим фронтам, я остался им доволен. Сам формат этого выступления довольно своеобразный и непростой для исполнителя, выход из гримерки и исполнение музыки в студии — это сложная ситуация. Нужно выйти и сразу показать свой максимум.
На YouTube Ваше выступление одни называют «гениальным», а другие — «провалом». Как относитесь к этим комментариям?
- Да, там большая полярность, когда читал, сам удивился. Я стараюсь никакие отзывы не читать, потому что на фоне личности моего отца у людей подчас настолько невозможные ожидания относительно меня, что невозможно им соответствовать и думать о них, поэтому, зачем смотреть.
Откуда у Вас такая своеобразная манера поведения на сцене? У меня возникло ощущение, что вы немного стесняетесь.
- Нет, никакого стеснения не было. Я сознательно выбрал вариант, который является наиболее эффектным из того, что я мог себе позволить, потому что во время эфира нет возможности сильно передвигаться по площадке. А закрытые глаза — желание сконцентрироваться, посмотреть на себя со стороны.
Под видео я прочитал комментарий Игоря Талькова-младшего: «Как я долго ждал этого, наконец-то я не один». Вы общаетесь с Игорем?
- Нет, мы с ним не знакомы, не общались. Я не самый общительный парень на свете и особенно не стремлюсь к новым знакомствам.
Есть слухи, что Вы довольно рефлексирующий человек — подверженный разным эмоциональным всплескам. Так ли это?
- Да, это правда. Я за время существования «Ронина», выхода пластинки, появления на телевидении, много раз хотел все бросить, потом отходил и понимал, что не могу все это оставить, потому что люблю этим заниматься и сам пришел к этой роли лидера своего коллектива.
Вы ведь долгое время выступали под чужой фамилией. Я вот не понимаю — зачем?
- Чтобы не привлекать внимание, чтобы люди воспринимали то, что я делаю, с чистого листа. Не могу сказать, что я жил под чужой фамилией, скорее, это было для творческой деятельности. Но в какой-то момент я понял, что это тоже невозможно, хочется быть собой, а не прятаться все время. Если бы я хотел продолжать быть музыкантом в каком-то коллективе и не привлекать к себе лишнего паразитного внимания, которое создает моя фамилия, то это бы имело смысл. А сейчас я вышел со своим творчеством, и мне хочется делать это от своего имени.
В 2000-х про Вас ходило много слухов — и что Вы занимаетесь BDSM, и что Вы наркоман, и много другого. Не хотелось выйти и ответить: «Ребят, да я на Первом канале работаю, у меня клуб свой, я промоутер. Что за чушь вы несете?»
- В принципе, так и получилось. Когда в 2012 году вышел фильм (посвященный юбилею Виктора Цоя — прим. авт.), где я участвовал в производстве и создании, группа «Кино» собралась ради этого. Просто общаться с прессой по мелочи мне не хотелось, а такой способ все истории разом пресечь показался мне приемлемым. Да за эти годы мне нужно было с самим собой договориться, понять, что я думаю, что я хочу, что я могу сказать — мне нужно было время на это.
Этот период продолжался лет десять, как-то долго Вы договаривались с самим собой.
- Да, наверное. Но я не видел никакого смысла и стимула его для себя прерывать, мне было комфортно так. Даже комфортнее, чем сейчас — потому что сейчас мне приходится снова стать публичной персоной, это накладывает определенные обязательства. Но я не могу сказать, что это та часть творческой деятельности, от которой я получаю большое удовольствие. Для меня это, скорее, недостаток.
В этот период Вы уехали из Петербурга в Москву. Можно сказать, что насовсем?
- Наверное, можно сказать, что я совсем покинул Петербург. С тех пор, как это произошло, я в Петербурге лучше стал себя чувствовать, сейчас приезжаю и классно провожу здесь время.
Сейчас во взрослом состоянии как Вы оцениваете ту ситуацию, когда музыканты «Кино» подали в суд на Вашу маму, Марьяну, чтобы получить смежные права на творчество группы «Кино»?
- Не хочу это подробно комментировать. Я рад, что ситуация в прошлом, я могу в некотором роде понять и ту, и другую сторону. Но я рад, что сейчас мы в хороших отношениях, история сошла на нет — и это хорошо.
Марьяна Цой несколько раз говорила, что очень разумно распорядилась авторскими правами, так как все достанется Вам и, в итоге, Вы не будете бедствовать.
- Все досталось мне, но это не такая ситуация, в которой я себя хорошо чувствую и ни в чем не нуждаюсь. На самом деле, авторские права — это целая сложная работа, с которой я не хорошо справлялся долгое время.
Вы как-то сказали: «Люди, которые рассуждают о Цое, не считывают заложенную в его творчестве иронию». Но Цоя считают чуть ли не философом, ищут в его текстах некий пафос, разные отсылки и метафоры.
- Даже если брать определенный пафос, особенно более позднего творчества, хорошо бы понимать, что сам автор отдавал себе отчет, закладывая в него иронию. Я боюсь оступиться в формулировках, но косвенно или напрямую знаю, что многие тексты значат несколько другое, чем в них закладывают сейчас. Например, песня «Перемен», которая стала революционным гимном, но никогда ей не являлась.
Как Вы попали в «Симфоническое кино»? Говорят, Вас пригласил идеолог проекта, продюсер Михаил Шурыгин?
- Мне Каспарян предложил попробовать сделать оформление композиции, они некоторое время пытались найти человека, который мог бы сделать видеофон для выступления, но никто не мог сделать то, что бы понравилось Каспаряну, Вдовину, Шурыгину и другим участникам. А у меня получилось, и меня пригласили, а я после этого сам попросился туда на постоянную основу.
«Симфоническое Кино» — это концерт, когда музыку группы «Кино» играют с симфоническим оркестром. Когда он создавался, то, казалось, это станет разовой акцией, а в итоге выросло в крупнейший проект России, который собирает стадионы!
- Похоже, что спрос на эту музыку существует в таком виде, ведь люди охотно ходят. Я через час выхожу из дома, лечу на гастроли, а 1 марта у нас концерт в Московском Доме Музыки. Я посмотрел, билеты не самые дешевые, но людям нравится, и они идут с удовольствием. В регионах, конечно же, это не такие стадионы, как в Москве и Петербурге, но залы всегда набираются.
Почему бы не попробовать вставить несколько номеров Цоя-младшего в концерт «Симфонического кино»?
- Мне кажется, что «Симфонические Кино» — это строго концептуальный проект, где все роли уже распределены, и моя роль меня вполне устраивает, а мое появление на сцене будет лишним.
Сейчас так удачно совпало, что Вы стали больше внимания уделять «Ронину», а Каспарян как раз ушел из «Ю-Питера» и, похоже, примкнул к вам. Означает ли это, что Вы собрали группу и готовы представить полноценный альбом, а после — отправиться в тур?
- Наверняка все это будет! Через некоторое время я принимаюсь за написание нового материала, который позволит всему этому осуществиться. К сожалению, или к счастью, «Ронин» существует благодаря моему энтузиазму, и мне нужно, чтобы он был. Не хочется просто себя подгонять, хочется, чтобы это произошло естественным образом. И Каспарян настроен участвовать в этом.
Зачем Вам шоу «Белый Цой» в YouTube?
- Интересно было попробовать себе в подобном жанре в YouTube и посмотреть, как это.
И как? Ожидания оправдались?
- С одной стороны, все хорошо, прикольно, интересно. С другой, хотелось бы, чтобы было более успешно, так что посмотрим дальше. Но мы настроены какое-то время заниматься выпусками этого шоу.
Критик Борис Барабанов отметил, что у Вас очень крутые тексты и что Вы по-особому относитесь к слову. Сейчас главными «рифмоплетами» считают рэперов, которые участвуют в баттлах. Смотрите ли Вы эти выпуски?
- Я не смотрю баттлы постоянно. Один раз посмотрел, чтобы ознакомиться и быть в курсе, но понял, что мне это не слишком близко. Когда я пишу тексты, то стараюсь найти что-то метафоричное, емкое и насыщенное смыслами, а в баттлах рэперы отталкиваются от конкретики. Мне больше импонирует классическая рок-песня, в которой мало слов, но много смысла.
Есть в Ваших песнях строчки, посвященные отцу?
- Даже если бы они у меня были, я бы не признался. Мне кажется, что объяснять песни — это не интересно.
Как думаете, кем бы сейчас был Виктор, если бы был жив?
- Мне кажется, гадать бесполезно. Думаю, что даже не стоит пытаться.
Люди, которые его знали, говорят, что подался бы в кино — стал актером, кинорежиссером. Есть версии, что давал бы сольные концерты, распустил бы группу…
- Все, что угодно возможно, и мы никогда не узнаем, что могло бы быть. Жизнь настолько непредсказуема, все равно все было бы не совсем так, как нам представляется.
___
Интервью: Михаил Садчиков