Ключевой представитель петербургской школы хип-хопа сегодня отмечает важный юбилей. За двадцать лет карьеры Александр Цихов прошёл славный путь не только в качестве сольного исполнителя, но и продюсера-битмейкера. TNTMUSIC.ru по такому случаю вспоминает лучшие работы Смоки Мо и убеждается в знаковости исполнителя.
Детство и юность мальчика Саши можно разделить на две эпохи. Советские восьмидесятые и первые классы на юго-западе Санкт-Петербурга и свободолюбивые девяностые в районе Купчино, сделавшем его тем самым Смоки. Становление личности проходило на периферии между уличной жизнью, ленивым корпением над учебниками и секциями по карате. К своему совершеннолетию этот умеренный баланс сформировал в нём эдакого пролетарского философа и автора будущих нетленок.
Прежде никак не связывавший себя с миром рэпа Александр случайно попал на концерт группы «Дерево жизни», бывшей частью петербургского хип-хоп-объединения «Балтийский клан», и решает во что бы ни стало сделать что-либо подобное и мощное по качеству. На первом музыкальном конкурсе Смоки Мо столкнулся с культовыми в будущем рэперами Ассаи и Криплом, которые жили с ним в одном дворе. В 1999-м году Мо был частью сразу двух по очереди команд ー «Смок» и «Ветер в голове», которые успели выпустить лишь по одному микстейпу. Первый опыт написания треков сильно повысил интерес рэпера к сэмплингу и самостоятельной работе над битами, чем он и выделился в будущем на фоне остальных.
В то время он носил псевдоним Молла, и к 2001-м году рэпера ждал первый ощутимый успех в составе дуэта «Династия Ди». Вместе они подавали огромные надежды, стали победителями знакового фестиваля «Rap Music 2001», где также выступали тогдашние легенды ー «Каста». У них был настоящий бэнгер локального масштаба ー «Вне конкуренции», наравне с которым группа занималась привозом лучших рэп-исполнителей России в Санкт-Петербург. Красивой сказке быстро пришёл конец, когда компаньон Моллы ー Полик, ー решил неожиданно уйти из музыки и заняться бизнесом. Зато за время этой деятельности Смоки Мо оброс большими связями и заручился поддержкой лейбла всё той же «Касты» ー Respect Production.
Закончив обучение в Институте Культуры на позиции менеджера-продюсера, Смоки Мо долгих три года занимался написанием дебютного сольного альбома в команде лично созданного объединения Kitchen Records. В него вошли все заметные представители питерской сцены ー Fuze, Ассаи, Марат, Крип-а-Крип, Струч. Первые трое создали собственную группу Krec, навечно сохранившие себе место в пантеоне русского хип-хопа. В те времена все участники «Кухни» совместно работали над релизами друг друга, благодаря чему на свет вышли такие знаковые пластинки, как «Нет волшебства» группы Krec и судьбоносный дебют Смоки Мо ー «Кара-Тэ» 2004-го года.
Альбом «Кара-Тэ» стал масштабным событием в жанре и продвинул его на прежде недосягаемые высоты. По мнению Смоки Мо, эта работа была настолько сильной, что дальше лишь преследовала автора на протяжении всей карьеры. Туда он вложил буквально всего себя и даже больше, не оставляя ничего на потом. Позже Смоки говорил, что молодым исполнителям не следует писать ничего настолько мощного на первом альбоме, чтобы потом не пытаться допрыгнуть до этой планки ー лучше постепенно к ней идти.
Следующие лет пять были не самыми лучшими годами в карьере Смоки Мо. Да, спустя два года после «Кара-Тэ» была выпущена старательно написанная пластинка «Планета 46», но она не имела даже близко схожий успех среди слушателей. По сравнению с дебютом, от неё веяло некой претенциозностью звучания, где-то излишним разнообразием битов и гостевых участников. Слушая «Планету 46» сейчас, кажется, что релиз опередил своё время, и страна просто не была подготовлена к его прогрессивному звуку, но всё же явных и доступных бэнгеров здесь не хватает.
Разочаровавшись в коммерческой неудаче, Смоки Мо погрузился в саморазвитие через духовные практики, на какой-то период пропав с радаров. За время застоя к нему всё чаще обращались за помощью подрастающие фрэшмены, что натолкнуло хондрившего рэпера на создание очередного объединения ー Def Joint, в рамках которого он был предводителем и продюсером его подписантов. Многие называют этот период в карьере Смоки Мо одной из предтечей для звёзд новой школы, где понятие уличной правды и трушности отошло в сторону, а на их место пришло откровенное бахвальство и описание праздного образа жизни на американский манер. Опять-таки это не возымело массового успеха, но сборник «Опасный Джойнт» сохранит за собой позиции в истории развития отечественного хип-хопа после своего неминуемого распада.
А вот 2010-й полноценно возвращает к жизни сольного Смоки Мо, и вообще, многое переворачивает в его карьере. Во-первых, был опубликован долгожданный третий альбом «Выход из темноты», написанный под влиянием Def Joint и в очередной раз прохладно принятый, во-вторых, рэпер принял участие в постановке моно-спектакля по своей жизни «Круги на полях» в Театре.Doc, а в-третьих, сразу же началась работа над «Временем тигра», который выйдет через год и окончательно вернёт всеобщее внимание к признанному мастеру. Год 2010-й ー последний год сотрудничества с Respect Production.
Наступило заявленное «Время тигра», с которым все с удивлением узнали, что Смоки Мо всё ещё может написать что-то выдающееся. Критики были в восторге, свежие клипы вновь набирали миллионы просмотров, а сам альбом позже был подхвачен лейблом Gazgolder. Более того, Смоки Мо стал одним из постоянных лидеров нынешнего рэп-мейджора наряду с Бастой. Рэпер наконец-то заполучил постоянное пристанище, где он мог творить без ограничения и жёстких рамок. Там выйдет следующий мейнстримовый альбом «Младший», не самый удачный художественный фильм «Газгольдер» и триумфальная коллаборация ー «Баста / Смоки Мо» 2015-го года.
После «Младшего» новый сольный альбом Смоки Мо вышел лишь спустя четыре года ー в 2017-м. «День третий» получит новое для артиста звучание на основе трэп-жанра. Минималистичный гулкий саунд на сей раз делался не одним лишь Смоки, а при участии сразу четырёх молодых битмейкеров. Всё ради того, чтобы это звучало одновременно и просто, и свежо. Получилось что-то своеобразное и мало на что похожее. Рэпер продолжает развиваться и не собирается почевать на лаврах своих прежних заслуг, чем и заслуживает уважение среди представителей старой и новой школы. Это во многом и привело ветерана в новый сезон Versus Fresh Blood в качестве одного из наставников ー в противовес Oxxxymiron'у.
За годы деятельности Александр Цихов заслужил внимательное отношение к каждому новому творению, зарекомендовав себя новатором российской хип-хоп-сцены. Его биты подобны искусству, а тексты максимально точны. Его звук никогда не задерживался в развитии, а потому мы не знаем, чего от него ожидать. Смоки Мо - однозначно вечный фрэшмен.