Эксклюзивное интервью участницы особенного проекта на THT MUSIC. Мы пообщались с Крис Аивер и выяснили, каким был ее поэтический путь, почему родители не хвалят ее и зачем ей очки Стивена Уилсона.
Рок-музыкант и поэт, большая любительница интеллектуальной литературы и финалистка шоу «СУПЕРСТИХИ» Крис Аивер - одна из немногих, кто сумел «пробить» на эмоции эксперта Семена Слепакова. Она пишет о жизни и аккуратно вплетает в эти строки свою собственную историю. Какую - читайте в нашем эксклюзивном интервью.
Крис, какими были первые шаги в поэзии?
У меня это все одновременно с музыкой началось. Когда меня спрашивают, что для меня важнее, не знаю, что и ответить. Для меня поэзия и музыка на одном уровне находятся.
И все-таки, что ложится на бумагу в первую очередь?
Когда как. Есть тексты для песен, есть тексты для стихов. Все это делается отдельно, но существует параллельно.
С какого возраста ведешь отсчет старта творческой деятельности?
Когда была маленькой, это были прописи. А дальше я поняла, что нужно этим заниматься профессионально. Самое первое стихотворение, наверное, уже не вспомню. Но много стихов начала писать, когда вовсю училась в музыкальной школе. Мне было лет 12, наверное.
Помимо творчества чем занимаешься?
Совсем без творчества никак. Когда я даже берусь за фриланс, все равно подхожу ко всему творчески. Берусь за редактуру текстов, занимаюсь ведением сообществ во «ВКонтакте»… Я учусь на курсах по организации концертов и SMM-менеджменту. Интересно посмотреть, как с этой стороны все происходит. Стараюсь открывать для себя что-то новое. Рисую, фотографирую… Ну вот поэзия и музыка - это главное.
Как семья оценивает твое творчество?
Сложно однозначно сказать. Мой папа - актер театра МХТ. Мама - помощник режиссера. И многие родственники думали, что я пойду в театр. Когда стало понятно, что творчество - моя история, но театр - нет, мне кажется, они расстроились. Но поддерживают и стараются не показывать, что их это печалит. Как и все творческие люди, они любят пообсуждать, покритиковать, сказать: «Это творчество, но еще не искусство». Действительно, надо много заниматься.
Тебя это задевает?
Нет, я благодарна им. Но, естественное, бывают моменты, когда хочется закричать:
«Боже, бесит-то как! Почему нельзя просто сказать, что я молодец?»
Иногда они это говорят.
Что касается музыки, ты только пишешь песни или исполняешь их в том числе?
Я пою, пишу музыку, песни, вокальную партию. У меня прекрасные музыканты, которые помогают мне с аранжировками. Лучший друг - звукорежиссер. Он очень мне помогает. Мой замечательный муж - тоже звукорежиссер и бас-гитарист, мы вместе делаем музыку. Так что мне повезло, меня окружают прекрасные люди.
На каких инструментах играешь сама?
Клавиши, гитара. Последнее время стараюсь уделять внимание именно игре на гитаре. Я даже начала учить песню моего любимого исполнителя. Со сцены стараюсь все-таки играть, только если это какие-то фестивали, а так даю себе возможность больше давать себе возможности ходить, танцевать, двигаться. Но я всё же поняла, что надо учиться играть на гитаре тоже. Это полезно. Поэтому теперь учу сложные партии.
У тебя есть кумиры?
Даже не знаю, с кого начать. Их целый полк. Очень люблю Тори Эймос. Она пишет чудесные тексты. Люблю Нила Геймана. Если брать русскоязычных поэтов, это Егор Сергеев. А из классиков - Николай Гумилёв. Помимо прозы он пишет прекрасные стихи, которые, на мой взгляд, на русский язык правильно перевести пока так и не смогли. Из музыкантов - Стивен Уилсон, он прекрасен. Аманда Палмер, Мариуш Дуда, Ник Кейв, Дэвид Боуи.
Слышали, ты знаешь несколько языков…
Нет, это миф. Пока знаю только английский и мечтаю выучить польский. Это очень сложно, большой объем работы.
Как ты для себя фильтруешь все, что создаешь? Как решаешь, на что ляжет музыка, что останется просто стихотворением?
Это внутреннее. Я стараюсь не ограничивать себя в стилевом отношении. Мне кажется, это чуть-чуть затупляет. Мне кажется, моя главная задача - не терять внутреннюю драматургию текста. Во всем должна быть история.
Ты пишешь больше о себе?
У меня нет задачи написать о себе или о ком-то другом.
Есть задача написать историю. Если в ней фигурирует литературный герой - хорошо. Если в ней фигурирую я, так уж я влипла - прекрасно, пускай там буду я.
Истории беру из головы, окружающего мира, из уст моих прекрасных музыкантов, из фильмов, книг…
Что считаешь своей силой? Фишкой?
Я всегда обламываюсь со «смешнявочками».
Я не комедийный человек, мне сложно с простым юмором. Я зануда. Это правильное литературное и музыкальное занудство.
Дайте мне Стивена Уилсона и его очки.
На что ты рассчитываешь, участвуя в шоу «Суперстихи»?
Я очень переживаю. У меня единственная цель: как можно большему количеству людей можно рассказать о поэзии. Расширить аудиторию - вот это моя задача.
Тебе нужна победа?
Я бы очень хотела, естественно.
Что ты сделала бы с двумя сотнями тысяч рублей, если победа в «Суперстихах» достанется тебе?
Музыкальную студию. Очень хочется, чтобы было место, где у меня записывались и стихи, и музыка. Мне этого очень не хватает. Мы с моей командой все-таки сейчас занимаемся не только музыкой, но и мелодекламацией, аудиопоэзией… Для этого нужно хорошее музыкальное сопровождение и читка интересная. Хочется это делать в хорошем пространстве, с хорошими новыми инструментами.