NOA: «Благодаря Dead Dynasty я заново полюбил русский язык»

02.10.2018, 09:53

Эксклюзивное интервью TNTMUSIC.ru с восходящей звездой русского R&B. На прошлой неделе Михаил Домбровский, также известный как NOA, выпустил четвёртый и, похоже, лучший альбом в своей карьере под названием «Stranger». По случаю громкой премьеры мы поговорили с исполнителем о поставленных им самим задачах, месте бывшего металиста в хип-хоп-тусовке, влиянии Pharaoh на смену средства языкового выражения и дальнейших планах.

NOA ​Фото: Instagram

Что лично для тебя значит альбом «Stranger» и удалось ли на нём реализовать что-то давно задуманное? Какое место он занимает в твоей дискографии?

«Stranger» ー очень важная веха для меня. Воспринимаю его как некое подведение итогов тех эмоций, оттенков и палитр настроения, которые я испытывал до этого. У меня своеобразное отношение к своему творчеству, так как каждый релиз ー это не отражение определённого периода в жизни, а скорее, моих граней как личности. Когда-то это выражается в гитарной форме, когда-то в форме грусти, порой выходит что-то весёлое или более глубокое в плане эзотерики. На «Stranger» я решил совместить всё в один большой сгусток энергии.

Было желание объединить те приёмы и эмоции, которые я успел испытать. Заново переродиться, чтобы выдать то, что мне по-настоящему ценно. Такую цель я поставил для себя после выпуска мини-альбома «Земля / Вода» в 2017 году. Изначально я планировал включить туда одиннадцать треков, но оставил только шесть. Остальные пять композиций, на мой взгляд, недостаточно отражали меня. С этого момента я пообещал себе, что буду писать музыку, которая, в первую очередь, будет честна по отношению ко мне самому.

А что ты сделал с теми треками, что не вошли туда?

Один из них ー позже доработанная и выпущенная «Пина Колада». Все остальные остались в архиве.

А ты не рассматриваешь возможность передачи кому-либо таких песен? Предложить в дар или продать?

У меня слишком специфическая музыка… Мы, кстати, с Максом (Mnogoznaal) разговаривали на эту тему: он начинал как битмейкер и думал делиться своей музыкой с другими артистами, но столкнулся с той же проблемой. Когда я начал писать, люди искренне не понимали, что туда можно добавить ー какую вокальную партию, текст. Мне приходилось показывать, что у меня есть, и в итоге это становилось моей песней. Сам её записывал, сводил и выпускал. Так и живу до сих пор.

NOA и MnogoznaalФото: VK

Ну, кстати, в твоём последнем клипе «Старые друзья» я заметил, что ты указал Mnogoznaal'а в списке тех, кому ты благодарен за создание клипа. Расскажи, чем он помог.

Макс был там и очень сильно помогал ー создавал настроение, и не только. Он из тех людей, что излучают столько тепла и доброты, от которых всем вокруг хорошо. Mnogoznaal даже вне его творчества сравним с  магическим тотемом или оберегом. Плюс, если ты помнишь, в клипе есть ключевая сцена. Рука, что открывает в кадре мешок с моим телом - его.

Это интересно! Скажи, в твоём новом альбоме, да и в принципе в твоём творчестве, практически не случаются фиты. Это осознанный выбор или ты просто привык сочинять песни как соло-артист? Как ты говоришь, в твою лирику практически невозможно залететь на куплет.

Да, с фитами очень сложная история, поскольку я не представляю себе симбиоз с другими артистами, кроме тех, что в Dead Dynasty. Моя музыка имеет лишь частичное отношение к хип-хопу. В своём большинстве ー это поп, инди-музыка, либо что-то вроде Cocteau Twins ー музыка, замешанная на электронике с чистым вокалом. Я делаю примерно то же самое, только при этом добавляю долю ритмических структур или паттернов, чтобы люди могли идентифицировать это как и хип-хоп в том числе. Но на самом деле это ー хамелеон. Если слушатели начинают разбирать песни по кусочкам, то сразу понимают, что это далеко не рэп, и даже не R&B. Вообще, на «Stranger» по сути только два R&B-трека ー «Ты скучала» и «Ain't Loyal», записанная с Telly Grave. Всё остальное ー всё что угодно, только не R&B. :D

Только странность в том, что всё-таки после прослушивания альбома больше всего остаётся впечатление о тебе, как о представителе R&B-жанра.

Это и хорошо. Знаешь, при первом впечатлении человек всегда цепляется за что-то знакомое, в том числе и при прослушивании музыки. Представим себе определенный паттерн: гулкий бас, характерные ударные, синты, вокальные линии, принадлежащие к миру R&B. Но это лишь точка входа: чего я по-настоящему хочу от своих слушателей, так это чтобы они начинали копать дальше, сквозь привычный строительный материал. Спасибо всем, кто ныряет глубже, слушает треки по несколько раз и видит маленькие детали, заложенные в них.

NOA: «Благодаря Dead Dynasty я заново полюбил русский язык»

«Сейчас R&B в России ー это манифест красивой жизни или же тоска по любимой девушке, с изрядной долей использования специфического лексикона».

Всегда искренне недоумевал, почему слушатели проводят параллели между моим творчеством и творчеством Souloud или May Wave$ ー ведь мы абсолютно на разных территориях и делаем совершенно разную музыку. Я намеренно не пользуюсь приёмами читки, мне совершенно не интересен новомодный лексикон («флекс», «айс», «дрип»,  и тд). Приведём такую аналогию: с детства я любил тяжёлую музыку, и именно она меня воспитала как музыканта. Известный факт: поклонники таковой делятся на два типа: кому нравится преобладание «харш-вокала» (скрим, гроул и т.д.), и те, кто ценят больше «чистый» (пение). Если пользоваться известными терминами «тру/не тру (true/not true)», ー так же и в хип-хопе: более «трушные» адепты стиля предпочитают читку пению, хотя это ー чистой воды субъективизм. Я же намеренно делаю акцент на вокальную подачу. Вся ритмика идёт не за счёт пулемётных выстрелов рифм или каких-то броских фраз, а именно за счёт грува, который создаёт голос своей фразировкой. Вот это мой принцип написания треков: дополненность и единение.

На пластинке у тебя всё-таки есть два фита. С Telly Grave и твоей женой ー Юлей, известной как «Таких миллион». Хотелось бы узнать, кто в вашей семье в большей степени влияет друг на друга? Есть ощущение, что у вас схожая мелодика, и будто вы можете ещё очень много подобных треков записывать дуэтом.

Telly ー большой друг продюсерского коллектива Frozen Gang Beatz (входят в состав Dead Dynasty), базирующегося в Одессе, мы с ним в постоянном коннекте. Я услышал его работы впервые в паблике Fast Food Music ещё где-то полтора года назад. Он читал на английском языке, причём нечто агрессивное в духе Криса Трэвиса ー c приглушённой читкой и скримами, и делал это фирмово, по-своему. Но в один момент он переключился на русский ー и его музыка заиграла совсем новыми красками, что меня и покорило. 

А с Юлией мы всегда дополняли друг друга творчески. Она тоже постоянно совершенствует себя: за эти два года она показала невероятный рост как вокалист: её голос ー нечто особенное, изысканное, уникальное.

Вы познакомились именно на музыкальной почве?

Если честно, лишь отчасти. Мы познакомились где-то пять с половиной лет назад на дне рождении одного музыканта, с которым я прежде играл в группе. Совершенно случайно встретились. Посидели, познакомились, и всё закрутилось. :)

Одна из немногих совместных фотографий Таких миллион и NOAИсточник: Instagram

Но она тогда уже занималась музыкой и пела?

Нет, Юля тогда стеснялась, и первые два года из неё вообще ничего нельзя было вытянуть.

То есть, это ты её убедил попробовать себя в музыке?

Я надеюсь. Если так и есть, и она так сама считает, то для меня это огромный повод для гордости. Я не хочу брать на себя все лавры, ー будто я её всему научил. Юля ー сама большой молодец и пользуется всеми необходимыми средствами. Моя задача, скорее, сгенерировать подходящее музыкальное пространство.

Второй альбом Таких миллион ー жены NOA.

Как ты пришёл в рэп-тусовку и после чего у тебя в голове так переклинило? Может, у тебя появился какой-то новый кумир, заставивший тебя задуматься как музыканта? Или тот же самый R&B всегда существовал параллельно в твоей жизни и раньше?

R&B я слушал ещё до того, как он стал современным в исполнении Брайсона Тиллера, Тори Лейнза или 6lack. Тогда в этом жанре сияли Брайан Макнайт, Максвелл, Тайриз. Я очень люблю музыку 90-х. Для меня R&B изначально был как гитаристу шред-метал ー технически необходим для дальнейшего развития вокальных навыков. 

А по поводу переломного момента... Такой у меня определённо был в 2015 году, когда я впервые услышал совместный альбом Pharaoh и i61«Rage Mode». У меня в голове не укладывалось, каким образом можно так умело играть с русской фонетикой, взаимодействовать с музыкальной составляющей и нести такой мощный посыл. Я понял, что я был не прав, намеренно пренебрегая русским языком при написании песен и считая его аудиально грубым и «угловатым». Глеб [Pharaoh] и его видение отечественного вектора развития хип-хопа в корне повлияло и на мое.

Предупреждаем: треки содержат нецензурную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18.

А ты считаешь Pharaoh'на своим условным ментором? Вообще, какая у вас иерархия внутри лейбла?

В некотором смысле, да. Мы взаимодействуем. ДД ー не лейбл со своим ростером разномастных артистов, как на витрине магазина, и продавцом за прилавком. Мы музыканты, у каждого из нас своя роль. Более того, каждый из нас ー многофункционален. Будь это просто вокальная работа, написание текста, сведение или мастеринг, написание музыки, создание визуальных образов и тд. Все мы дополняем друг друга, а результат всегда получается индивидуальным, но в то же время коллективным.

Pharaoh и NoaФото: Фрагмент интервью для GQ Russia

Некий плавильный котёл…

Да, можно и так сказать. Каждый привносит туда свой уникальный ингредиент.

А тебе, как «чужому человеку» в хип-хопе, каким он открылся изнутри? Я  скорее об отношении между людьми и образе рэперов.

В ДД я встретил близких по духу людей, именно они открыли для меня хип-хоп с новой стороны. Мы соединились как кусочки паззла.  Я не считаю себя чужим человеком в этом жанре, я вообще считаю жанровые распределения ー глупостью. Во многом, именно этот факт нас всех и сблизил.

А есть, что тебя наоборот смущает? Особенно, если думать о стереотипных вещах в хип-хопе...

Если честно, нет. Есть две сферы хип-хопа. Одна ー медийная, со скандалами, бифами и жаждой внимания, а есть другая ー касающаяся граней души, проникающая в самые глубокие уголки подсознания. Я обитаю во второй. Ты наверняка знаешь, что я не стреляю инфоповодами и не стремлюсь хайпить на чём-либо, если выражаться подобными словами.

«У каждого музыканта есть определённый багаж знаний, условно назовем его «рюкзак». Так вот: свой я постоянно пополняю. Нет такого, что я его собрал наполовину, наполнил новомодными трендами ー и пошёл «флексить». Скорее, в этот рюкзак я что-то постоянно докладываю, меняю местами разные вещи, что-то «подшиваю». И тем людям, с которыми я работаю, не так важен хайп и взаимоотношения с другими участниками рэп-коммьюнити. Важно ー когда музыка по-настоящему трогает душу и вызывает какие-то эмоции, пусть и противоположные».

А как ты в целом относишься к русской музыке? Мог бы назвать артистов, которых легко можно послушать в одном плей-листе с тобой?

Мне сложно сказать, но, например, Иван Дорн очень сильно поспособствовал реабилитации индустрии в моих глазах, но не сподвигнул начать писать русские тексты, в отличие от Глеба... На лейбле Дорна «Masterskaya» выпускается очень много достойных украинских артистов. В отечественном же медиапространстве очень сложно выделить кого-либо, кроме ребят из ДД. Сам же зачастую люблю послушать Скриптонита, 104 с Трувером.

Немного раздражает вечная тема «байта» и обличения этого «байта». Дело в интерпретации музыки, а не копировании её по шаблону. К примеру, раннего T-Fest'а ругали за его схожесть с Тори Лейнзом. Но это тоже путь! Известный факт: Пушкин «байтил» Вольтера в начале своей «карьеры», как это известно. И ничего же… :) Вопрос в том, что делать с принятием освоенных шаблонов дальше: развиваться и использовать в их будущем как фундамент для своего уникального творчества, либо остаться вечным подражателем. Над чем мы работаем в «Династии», так это над своим, честным и точным, узнаваемым музыкальным образом.

NOA: «Благодаря Dead Dynasty я заново полюбил русский язык»

На твоём альбоме это определённо заметно. Несмотря на всю концептуальность и стилистическую схожесть песен, они во многом всё-таки отличаются друг от друга. Каким видишь своё будущее в Dead Dynasty? Есть ли планы на ближайший год и с кем ты мечтаешь поработать?

Сейчас, как и всегда, для меня самое главное ー самосовершенствование. Если я выпускаю что-то, чем доволен, то для меня это не подразумевает остановку, а говорит о необходимости работать ещё больше в следующий раз. Я постоянно готовлю себя к этому.

А что касается планов… Вот знаешь, есть кей-поп, есть джей-рок, и мне хотелось бы, чтобы наша музыка вышла на интернациональный уровень, чтобы ее характеризовали «р-рэп» или «р-рнб». Чтобы люди из условного Бангладеша могли включить нашу музыку и не понимая русского языка, просто чувствовали её, а наши эмоции были понятны всем.

У меня как раз был заготовлен вопрос насчёт мирового рынка. Хотел зайти через английский язык, так как у тебя был большой опыт работы с ним при написании текстов. Не планируешь вернуться к тем средствам самовыражения?

Если честно, сейчас у меня нет желания писать на английском ー хотя я и не забываю его. Я начал писать треки на английском с 15 лет и прекратил только совсем недавно ー года три назад (мне сейчас 30). Может быть, если появится возможность фита с иностранным артистом или кто-то попросит написать трек исключительно на английском языке, то для меня это не составит труда. Но это должно быть по-настоящему интригующее предложение. От случайного желания что-то написать на нём я уже намеренно отказался.

«Мне нравится мой родной язык. Можно сказать, с момента знакомства с ДД я заново полюбил русский».

Про твой новый никнейм. Можешь рассказать, что он означает и как ты его выбрал?

«NOA (проводя параллели с библейским персонажем) ー это человек, который хочет помочь другим и знает, куда он идёт и что делает. Его цель ー спасти слушателя от самого же себя, показать вариант жизни, где каждый мог бы не стыдиться себя внутри. Полностью принять всё, что он чувствует и дальше использовать частички того, что от тебя осталось (пусть и на какой-то момент разбитые) как строительный материал ー детали ковчега.  И как известно, лучший способ научиться плавать ー это прыгнуть в воду, принять и открыться своим страхам».

NOA: «Благодаря Dead Dynasty я заново полюбил русский язык»

У меня остался вопрос, лично интересующий меня. Трек «Янтарь». В конце он плавно переходит в метал-аутро в духе каких-нибудь Machine Head. Кто записывал все эти инструменты и гитарные запилы? Это ведь не сэмпл…

Мне это напоминает The Contortionist, если честно. От и до ー это всё я. «Янтарь» был написан в моей квартире. Барабаны естественно программированные,  гитарой я владею неплохо, как и навыками ее записи. Я слушаю много тяжёлой музыки. Спасибо, что ты заметил этот трек, ведь для меня он ー  отражение всего моего творчества: стремление доказать, что одну и ту же эмоцию можно передать абсолютно любыми способами ー будь то синтезированные звуки и драм киты, либо барабаны, бас и перегруженная гитара.

Да, меня сильно удивило, что несмотря на такой неожиданный переход, концовка не превратилась в какую-то лютую русскую «мазафаку».

Да, спасибо! Очень хотел показать свои одновременно две музыкальные грани ー нежность поп-соула и точечная ярость и грув прог-метала. В «Янтаре» я сделал всё, чтобы человека ничего не отвлекало и он смог бы прочувствовать песню безо всяких отвлекающих факторов. Для меня ー основная эмоция, а пульсация трека одинаково работает в обеих половинах песни. Если говорить о синестезии ー о видении звука цветами, ー то гамма и палитра вступления и концовки «Янтаря» абсолютно идентичны. Всё дело в средствах выражения, не более того.

Московская презентация альбома «Stranger» состоится 26 октября в клубе «16 Тонн». Билеты по ссылке.

__________

Интервью: Руслан Тихонов

Понравилась новость?
Расскажите друзьям:

Читайте также:

У кого из звёзд самые счастливые и самые токсичные фанаты?

В сети появился рейтинг артистов, у которых наиболее позитивные и негативные поклонники.

SPECIAL: BUSHIDO ZHO про альбом «WESTGOTHS»

Смотрите эксклюзивное интервью ТНТ MUSIC!