Отец русского хип-хопа Влад Валов дал большое интервью TNTMUSIC.ru. Рэпер, известный под псевдонимом Мастер ШЕFF, подробно рассказал о скором выходе книги «Плохой баланс», намерении снять по ней художественный фильм на уровне «Голоса улиц» Доктора Дре, поделился нынешним статусом отношений с Лигалайзом, планами на реюнион «Bad B. Альянса» и запуск своего стриминг-сервиса.
На чём прервали
Я занимаюсь сейчас книгой «Плохой баланс» и поэтому начал разбирать свои видеоархивы. Там я обнаружил массу интересных мне работ, которые раньше никто не видел. К примеру, выступление Bad Balance 1991 года, которое пытаюсь реанимировать, подмонтировать и подрулить по свету. Хочу сказать, что я уже закончил книгу. Она прошла вёрстку и скоро уйдёт в печать. Поэтому сейчас я решил погрузиться в момент создания русского рэпа.
О книге
«Плохой баланс» ㅡ это художественная книга, где главными героями будут Шеff и Михей. Рассказ о реальных событиях. О том, как мы поднимались в Санкт-Петербурге, как попали в Москву, как поехали в Берлин и проводили туры по всей Европе, по США, как бывали в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, как тачки перевозили. Если ты видел фильм «Straight Outta Compton», который перевели у нас как «Голос улиц» ㅡ в честь церемонии награждения хип-хоп-артистов, проводимая мной раньше в конце девяностых и начале нулевых. Русские локализаторы забрали моё имя, чтобы дать картине более коммерческое название… Вот в моей книге будет что-то типа такого, но всё о России девяностых. О времени, когда не хватало еды, и людям подчас было нечего надеть на себя. В этот период мы создавали рэп и умудрялись как-то находить деньги на музыку. Иногда аренда студии ради нескольких треков стоила как целая квартира.
Об использовании гострайтеров при написании книги
Я не думаю, что кто-то лучше может передать историю, чем сам автор. Как-то раз я попробовал так сделать, но после полученного от этого гострайтера я сказал ему: «Спасибо, в ваших услугах не нуждаюсь». Я пишу своим обычным языком, и мои мысли хорошо понимают многие поколения. Всегда предпочитаю делать всё сам.
О читателе «Плохого баланса»
Я считаю, что у этой книги в общем-то нет возраста. Будет интересно всем ㅡ от самых маленьких читателей (только научившихся читать) до тех, кому за 50. Здесь же реальные истории из девяностых, где мы создавали наш русский рэп в условиях выживания. Именно русский, и вместе с Bad Balance. Поэтомутвся эта книга и называется «Плохой баланс». Из неё станет ясно, почему так была названа и группа, и весь этот труд.
Следит ли за наследием Bad Balance и слушал ли альбом Лигалайза ー «Молодой король»
Конечно, наследие очень велико. Каждый рэп-исполнитель, который появляется в нашей стране ー это наследник группы Bad Balance. Да, я послушал Лигалайза и даже видел фотографию с набитой короной на лбу. Хочу сказать, это не моё.
Я очень люблю Лигалайза и ценю как рэп-исполнителя ー в Bad Balance просто так не попадают. Он ー один из тех, кто сдал экзамен жизни и попал в группу. Я уверен, что время экспериментов когда-то пройдёт и человек захочет сделать что-то серьёзное и потрясное.
О нынешнем статусе отношений с Лигалайзом
Да я думаю, всё ок. У меня никаких вопросов и конфликтов нет. Мы дружим с его братьями и сёстрами, и всё в порядке.
О скором альбоме с фрэшменами
Я делаю альбом с молодыми ребятами из новой школы. Это будет трэп с необходимой для этого скоростью. Скорее всего, выйдет как ШEFF. Эксперимент не будет означать, что начну делать только такую музыку. Да нет, я просто хочу всем показать, как сделать чуть-чуть иначе. Показал бы рэп, какой интереснее слушать. На мой взгляд.
О реюнионе «Bad B. Альянс»
Это то, что рано или поздно произойдёт. Представь себе, «Bad B. Альянс» ー это технологии, опередившие время на очень много лет. Больше чем на 20. Вот сейчас делают-делают рэп, а догнать всё не могут. Это словно исчезновение золотой цивилизации. «И когда же «Bad B. Альянс» вернётся?» Я верю, что однажды вы проснётесь, и мы объявим, что скоро появится новый альбом.
Об ответственности за положение современного хип-хопа
Хочу сказать, что в книге «Плохой баланс» я написал 10 канонов истинного рэпера, придуманные мной ещё в 1997 году в Милане. Прочитав их, человек сразу поймёт, кем он хочет быть ー истинным рэпером из хип-хопа или поп-рэпером? Не буду их озвучивать сейчас, прочтёте в книге. После этого случится чёткая градация.
Об отношении к успеху пришлых рэперов
Это хорошо. Просто им ещё никто не придумал разделение. Представь, из муки можно приготовить много чего, но мы понимаем, что из неё можно сделать пирожки или макароны. У каждого блюда есть своё название, а у нас их нет. Всё мука.
Вот тут стоило бы переключиться на формат интервью.
Pharaoh, Face, Mnogoznaal ー это люди из какого теста?
Рэп-артист сейчас ー это мука. Я уверен, что однажды человек, прочитавший книгу, сделает для себя чёткое распределение. Подбиваешь мои 10 канонов на любого из исполнителей, и ты сразу понимаешь, соответствует он или нет. Я не хочу сейчас что-то доказывать. Представь, ты создал компьютерную игру из 12 уровней. Кто-то играет на втором уровне, а кто-то на пятом. Эти недалёкие люди начинают соревноваться кто круче. Создатель игры или они ー на втором уровне.
Это какая-то линейная точка зрения…
Это одна из миллионов точек зрения. Если мы все эти штуки учтём, то поймем, откуда пошёл наш русский рэп. Нужно всем знать истоки, чтобы идти дальше. Я спросил одну ведущую, знает ли она историю России. Она не смогла назвать, когда была создана Россия, когда крестили Русь тоже, а вот Великую Отечественную назвала. Хотелось бы, чтобы в понимании культуры люди были более грамотными.
Вот слышал ли ты, что наш парень сейчас занял первое место в мире на чемпионате по брейк-дансу в Буэнос-Айресе? Его ведь включили в олимпийскую программу. Мне кажется, вам надо сейчас всё бросить, найти его и первыми взять у этого парнишки интервью. Это очень большая победа страны. Вся штука в том, что мы реально чего-то добиваемся в хип-хопе на мировом уровне, а мы всё варимся в собственной каше и меряемся, у кого больше лайков.
Кого изучить среди молодых фрэшменов?
Ой, которые будут на моём новом сольном альбоме. Каждый из них читает рэп лучше тех, у кого сейчас есть всякие интернет-номинации. Есть много ребят, которые просто удивят всех.
Должно ли уважение к истокам проявляться через звучание?
Не совсем. Весь хип-хоп спиралевиден. Сейчас мы в точке, больше похожей на диско-рэп восьмидесятых ー по моим рассчётам, примерно в 1986 году. Сегодня наши хип-хоп-исполнители ведут себя точно так же, как и те ребятки, только что кайфовавшие от диско. Через некоторое время их сменит другая волна рэпа. Эти спирали уже раз по 8 сменялись.
Ждёте ли этой смены?
Я хорошо себя чувствую в любой сфере. В хип-хопе здорово то, что он является показателям социума, политики и бизнеса. Сначала всё создается у нас, а потом уже переносится на другие слои населения. Об этом можно много говорить... По поводу книги «Плохой баланс».
Представь себе, в то время все музыкальные критики России говорили: «Хип-хоп на русском невозможен, его нужно читать только на английском». Это первый момент, а второй ー ни в одной студии не давали записывать свой рэп. Мы бились и сражались, доказывая что это не так. Я хочу, чтобы нашёлся серьёзный инвестор, который сказал бы: «Ребята, а давайте снимем такой фильм, чтобы показать Россию всему миру». Нас в то время ведь слушала и Европа ー от Польши до Франции. Мы давали больше 150 концертов.
Вы планируете экранизацию?
Да, если бы могли сделать хороший серьёзный фильм, как это смогли сделать американцы, то мы бы показали, как развивался наш русский рэп своим оригинальным путём. 3 ноября у нас состоится презентация книги и концерт Bad Balance. 10-го мы поедем в Питер, а дальше в ряд других городов. Конечно же, буду разговаривать с потенциальными инвесторами фильма. Я верю, что мы покажем историю создания русского рэпа.
О нынешнем месте фестиваля Rap Music что скажете?
Он всегда существовал витками. Иногда было очень круто ー приходило до 40 тысяч народу, а иногда - максимум до 500 человек. Там всё зависит от рекламодателей, от состояния рэп-жанра в стране. Фестиваль Rap Music ー это такой градусник для хип-хоп-культуры. Уже лет пять проводим его в Lookin Rooms, куда вмещается до 1000 человек. Туда ходит достаточно комфортная и знающая аудитория, а судьи созерцают все интересные рэп-группы, попавшие в десятку. В жюри не может прийти человек непонятно откуда. Он должен быть действующим рэпером, чтобы иметь право судить.
Хип-хоп повернул не туда?
Да нет, хип-хоп в каждой стране ищет свой ход. Многое зависит от исполнителей, которые что-то прививают. Обидно смотреть на людей, которые предают хип-хоп. Есть рэп-исполнитель, за которым идут, и он собирает крупные площадки. А потом говорит: «Знаете, я из этих штанишек вырос». Так он предаёт культуру. На русский хип-хоп эти люди оказывают очень сильное влияние. Его состояние зависит от популярных исполнителей, которые либо остаются, либо уходят.
Кто попадает на лейбл 100PRO? Что если молодой рэпер находится под влиянием условного Элджея?
Я могу выделить оригинальных ребят, даже если они делают нечто подобное. Если мне что-то понравится, то я смогу его направить и сказать, в какую сторону идти. Главное - не делать прототип.
Было такое, что я говорил: «О, а этот парень неплох», а потом мне ставили его американский вариант. Я всегда, блин, так расстраиваюсь. Зачем вы так делаете?
Насколько сложно уследить за веяниями моды?
Уже сложно и практически невозможно. Сколько синглов ежедневно выходит в одной Америке? Даже если я буду с утра до ночи слушать только русское, то я всё равно не успею. А если ещё и американское, то только компьютер может сделать это. Поэтому у меня есть люди, которые помогают в этом разобраться и порекомендуют лучшее и достойное. Я с удовольствием это отслушиваю и делаю заключение.
Пользуется ли ШЕFF возможностями стримингов?
Ой, у нас 124 цифровые площадки в 240 странах мира. У меня есть бэкстейдж ко всем из них, куда я могу войти и увидеть, что сейчас лучше всего заходит. Могу сказать, что вместе с американскими партнерами я готовлю новый стриминг-сервис с музыкой и видео. Главная его идея в том, что треки попадают в топ не по лайкам, а по длительности прослушиваний. То есть, ты не сможешь через ботов сделать так, чтобы он встал на верхушку ー нужно от начала до конца его прослушать.
Раньше музыка давала доход, например, 12 миллиардов, а сейчас всего навсего три. Каждый может записывать песни дома и выставлять их... Я за то, чтобы грамотные люди в своём жанре не раздували исполнителей, а сужали их количество. Например, из рэпа достаточно выбрать до 300 исполнителей, которых ты будешь рекомендовать своим слушателям.
В таком случае площадка отвечает за качество. Сейчас в этих недрах не понимаешь куда идти. Ты смотришь на самых популярных, но это ведь понятно, что они накрученные. В десятку лучших несложно себя поставить, но это не значит, что ты таковым являешься.
Что делать, если не хватает определенного артиста?
Другой сервис, пожалуйста.
Сервис для избранных?
Нет, я тебя уверяю, что в будущем это будет сервис №1, потому что там не будет говна. Сейчас будущее за узким форматом. Широкий сдувается. Как ты заметил ранее, в последнее время ты услышал о Владе Валове то тут, то там. Вот создали такой мыльный пузырь из всего, что только возможно в хип-хопе, а дела нет. Нет пути, хотя его можно нарисовать по-разному. Хочу сказать...
То, что я написал книгу «Плохой баланс», опять-таки возвращаясь к ней, ー это очень своевременно. Прочитав её, у людей возникнет гордость за то, что родились здесь, делают рэп или слушают его. У нас свой оригинальный путь ー он не похож ни на европейский, ни на американский.
Что послужило толчком для написания книги и совет творческим людям
Пришло время. Я никогда не задумываю что-то специально и не делаю никакие вещи ради денег. Когда я сажусь писать песню, то не хочу делать из неё хит. Как только я начинаю об этом думать, то мне она перестаёт нравиться. Я люблю делать только то, что мне по-настоящему нравится. Призываю всех творческих людей так делать. В советское время был такой человек с фамилией Станкевич. Ему сверху из ЦК говорили: напиши про булочников. Через час - про трактористов. Он мог в сутки по десять стихов написать, а потом мы слушали эти песни.
Сейчас время таких станкевичей ー когда делают всё ради того, чтобы заработать, а не для создания чего-то красивого. Я за творческий дух, который в людях всегда жил. Верю в это, особенно в молодых ー наших продолжателей. Буду всех поддерживать, кто действительно умеет творить.
Видеоверсию интервью смотрите здесь: