Эти мелодии из года в год сопровождают главный праздник нашей страны, не давая забыть о том, какой ценой далась великая Победа российскому народу. За многими из них стоят целые десятилетия, множество совершенно различных судеб и удивительные совпадения. Почитайте наш материал о том, как создавались бессмертные композиции о войне.
«День победы»
Главный гимн этого праздника, написанный поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым, обрёл свой статус не сразу.
Песня была создана в 1975-м году и представлена в конкурсную программу Союза композиторов СССР на лучшую песню о Великой Отечественной войне. Однако критики услышали в произведении черты западной музыки, что для тех времён было нежелательным. Помимо этого, Давида Тухманова назвали слишком молодым и незрелым для автора песни государственных масштабов. Однако попав в репертуар Льва Лещенко, композиция так тронула слушателя, что быстро стала одной из самых главных военных песен.
«Священная война»
Эта песня была создана как манифест, призванный сплотить советский народ перед лицом надвигающейся беды. За несколько дней до вторжения фашистов на территорию страны Василий Лебедев-Кумач увидел записи европейских бомбардировок и, потрясённый страшными кадрами, написал стихотворение «Священная война». Уже 4 июня 1941 года оно было размещено в газетах «Красная звезда» и «Известия». Там его увидел композитор Александр Александров и положил строки на музыку.
Буквально на пятый день войны композиция прозвучала во всеуслышание в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александова. Под неё уходили на фронт с площади Белорусского вокзала первые советские солдаты. С того дня «Священная война» разлетелась по стране как как грозный клич Родины, созывая людей вместе дать отпор надвигающемуся злу.
«Журавли»
История этой песни – поистине удивительная. Началась она далеко за пределами России, почти за двадцать лет до записи композиции Марком Бернесом, и изначально была связана совсем не с Великой Отечественной войной.
6 августа 1945 года – страшная дата в мировой истории. В этот день на японский город Хиросиму была сброшена атомная бомба. Катастрофа унесла жизни десятков тысяч людей. Двухлетняя Садако Сасаки жила в полутора километрах от эпицентра взрыва, но уцелела и, на первый взгляд, даже не получила травм. Однако спустя девять лет открылись трагичные последствия этого события: у девочки обнаружили лейкимию. Надежды на исцеление практически не было. Кто-то рассказал девочке легенду о бумажных журавликах: если сложить тысячу таких фигурок, любое желание сможет претвориться в жизнь. С той минуты Садако целыми днями складывала таких журавликов. Девочка успела смастерить тысячу оригами, но всё равно умерла. В память о Садако и в знак протеста против ядерного оружия в Хиросиме был установлен памятник – девочка с бумажным журавликом в руках.
В 1965-м году дагестанкий поэт Расул Гамзатов приехал в Хиросиму и узнал об истории мемориала. История Садако потрясла поэта и по дороге на родину он написал на аварском языке стихотворение «Журавли», в котором сравнил погибших на войнах бойцов с птицами. Три года спустя советский поэт Наум Гребнев перевёл произведение Гамзатова и опубликовал его в журнале «Новый мир». Там его и увидел Марк Бернес. Певца поразили эти строки, и он понял, что хочет сделать из них песню. Бернес связался с композитором Яном Френкелем, который и стал автором мелодии.
В то время Бернес был тяжело болен и очень хотел записать песню поскорее, чтобы она успела стать его последней работой. Так и произошло: вскоре певец скончался. На похоронах и Бернеса, и – спустя 20 лет – Яна Френкеля по их просьбе звучала именно песня «Журавли».
«На безымянной высоте»
В основе этой песни – реальная история обороны маленького посёлка Рубежанка на границе Калужской и Смоленской областей. В этой битве советские солдаты пытались сбить с местной высоты в 224,1 метра фашистов. Группа 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати добровольцев, возглавляемые лейтенантом Евгением Порошиным, сумела захватить высоту, но дальнейшая задача была не менее сложной – удержать позиции.
Немцы атаковали беспрерывно, и у наших солдат даже не было минуты на то, чтобы перезарядить оружие или глотнуть воды. Поняв, что силы и запасы патронов соратников на исходе, один из бойцов, Николай Годенкин, решил пожертвовать собой. Он вышел под открытый огонь и на несколько секунд отвлёк внимание врага на себя, после чего упал замертво. Всю ночь семнадцать бойцов удерживали высоту под натиском трёхсот немецких солдат. К утру остались живы лишь двое.
Узнав об этой истории, советский поэт Михаил Матусовский был поражён. Так родились стихи о «безымянной высоте» – маленьком, но невероятно сильном эпизоде большой войны. Мелодия песни пришла к Вениамину Баснеру, когда он ехал в поезде. Композитор рассказывал, что записать получившуюся музыку было не на чем, и потому он всю дорогу напевал её про себя.
«Тёмная ночь»
Эта песня была написана для советского фильма «Два бойца». Режиссёр Леонид Луков видел, что сцене, где солдат пишет письмо домой, не хватает выразительности, и подумал, что сделать этот эпизод ярче можно с помощью песни. Луков рассказал о своей идее композитору Никите Богословскому, и тот очень быстро написал мелодию, а Владимир Агатов предложил свой текст.
Увидев, что песня готова, Луков незамедлительно позвонил Марку Бернесу, буквально разбудив его посреди ночи. Фактически на следующий день композиция была записана и стала музыкальным сопровождением к фильму.