TNTMUSIC.RU добрался до пятой студийной пластинки казахстанского топ-артиста. «Выход в свет» ― последовательный рассказ Jah Khalib’а о поиске духовного равновесия и очередная попытка совладать с раздутым эго. Какие претензии оставляет альбом, есть ли в нём место стагнации, в чём главные победы и поражения автора? Всё это читайте в нашей новой рецензии!
При первом же анонсе заявленный альбом «Выход в свет» с идиллическими обложкой и названием вызывал чувство неладного. Что это? Троллинг любителей «желтухи» или преувеличение собственной святости? А может, в высказывании Jah Khalib'а столько одухотворённости, что его стоит понимать буквально? Похоже, здесь найдётся место всему разом, и «Выход в свет» ― во всех смыслах логическое продолжение альбома «E.G.O.». Правда, куда более злое и неоднозначное в реакции музыканта на окружившие его проблемы.
Общий порядок песен «Выхода в свет» не сильно отличается от всего, что делал Jah Khalib раньше. Это всё тот же коммерческий сплав рэпа и поп-музыки на зависть тоталитарным лейблам, сделанный без навязывания корпоративной этики и не лишающий права артиста на мемуарное изложение в песнях. Творческая независимость успела выявить в Бахтияре Мамедове уязвимость перед возникшими скандалами на сексуальной почве (откровенные переписки и прочее ― прим. ред.), эффект которых оказался двойным из-за наработанного образа благочестивой персоны. Но, как показывает практика, даже самые защищённые не застрахованы от рисков... Именно рефлексия делает музыку Jah Khalib'а интересней и приводит к любопытным экспериментам.
Предупреждаем: некоторые треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.
В том, что Jah Khalib открывает альбом четырьмя грубыми треками на фоне своего умиротворённого снимка, есть элемент неожиданности. На первом же «стендапе» терпение музыканта лопается, достигнув критической отметки, что толкает его на гневные выпады. Здесь исполнитель крепко стоит на своём, отвергает обвинения и советы, спешит расстроить своей неидеальностью и ставит на место желчных хейтеров. Продолжение этого противоборствующего вектора далее выражается в треке «Цирк (Суд идёт)», способном стать новым водораздельным хитом звезды. В последние годы Jah Khalib не писал таких высмеивающих диссов в хип-хоп-жанре, что особенно в почёте среди любителей «новой школы». Сочетание брутального грува и циркового балагана делает кассу. А вот от «Города грехов», под которым понимается Москва, уже веет истеричностью, не красящей автора. Все кругом виноватые, меркантильные, порочные, распутные. Я не чета этим искусителям! Если чё, я Баха.
Тема Москвы ― города соблазнов, ― и любовных приворотов со стороны падших женщин рождают совсем иной дискурс о самомнении Jah Khalib'а. В недавнем интервью YouTube-шоу «Ходят слухи» можно было услышать его примечательные обобщения в адрес женщин после приобретения неудачного романтического опыта. А по одному из признаний музыканта, он не горит желанием заводить длительные отношения и влюблять в себя девушку, чтобы потом она от расстройства не стала путаной. Благородно! Несмотря на сказанное теперь у Jah Khalib'а в рукаве есть отличный козырь «Джадуа». Объяснение своих любовных бед через тёмные чары на языке мистического фольклора лишает песню автобиографичности и закладывают комфортную для танцевальной музыки дистанцию от исполнителя. Мастерски спродюсированное аутро позволяет слушателю абстрагироваться от лишних для него знаний.
Читать также: Jah Khalib: «Романов у меня было столько... Песни на новом альбоме ― про них»
Предупреждаем: видео содержит сцены насилия и не рекомендуется к просмотру лицам младше 18.
Альбом «Выход в свет» показывает, что Jah Khalib по-прежнему силён в лирике. Если в «Письме матери», «Одинокой влюблённой» и «Песне поколения» на мотив Mr. Credo проявляется острая потребность к ностальгии и всё ещё происходит вывод токсинов, то к «Противоядию» уже проявляется обещанный в названии свет. Если позволите неожиданное сравнение с Тейлор Свифт, то первая половина ― книга жалоб в духе «Reputation», то вторая ― крепкая проверенная работа «Lover». С «Противоядия» начинается откат к Jah Khalib'у, написавшему мощные оды «Лейла» и «Медина». Ни намёка на негатив и конфликтность, только поиски веры, «ставшей ему компасом». В дуэтах с MARUV и Jamala артист буквально упивается продюсерскими амбициями по созданию больших хитов. Кстати говоря, соседство этих коллабов с двумя украинскими певицами, находящимися в натянутых отношениях, ― довольно интересная особенность альбома сама по себе. Правда, в чём была надобность разбивания их дурашливым треком с Kyivstoner?
Через весь альбом проходит тема верности себе, отчего нотки патриотизма здесь не кажутся удивительными. Jah Khalib всегда с гордостью представлял родной Казахстан, но включать в пятую пластинку шоукейс локальных рэперов кажется уже лишним и отвлекающим манёвром. Без него и фита с Kyivstoner'ом хватило бы и 12 треков для полноценного высказывания, и ничто другое уже не мешало бы целостности. «Выход в свет» ― крепкий поп-альбом, одновременно демонстрирующий стабильность и слабости автора. В этих проявлениях человеческого естества и желании сохранить хорошую репутацию Jah Khalib раскрывается с новой стороны.
Читать также: Новый Казахстан: 8 героев молодой музыкальной сцены