В ночь с воскресенья на понедельник состоится церемония вручения наград главной кинопремии США. Несмотря на привычную критику финальных списков номинантов, составленных академиками, 2019 год выдался далеко не беззубым для всей индустрии. TNTMUSIC.RU предлагает сосредоточиться на самих картинах, а заодно вспомнить работы, которые «Оскар» всё же незаслуженно обделил вниманием.
Разглядывая каждый год список претендентов в главной номинации, киноманы планеты нередко хотели выразить своё негодование риторическим вопросом: «Oscar, what the fuck?» Конечно же, 92-й в истории «Оскар» не стал исключением, но всё же складывается ощущение, что выборка «лучших фильмов» на сей раз более умело создаёт иллюзию разнообразия. Любую из девяти представленных картин сложно назвать откровенно проходной, плохой, не резонирующей с действительностью и не отвечающей какому-либо запросу.
Хотите голливудского канона ― вот вам спортивный байопик «Ford против Ferrari» о страстных авторемесленниках, вот костюмированная драма «Маленькие женщины» на основе литературного романа, да и возьмите военную ленту «1917» с гуманистическим посылом и технически выверенной операторской работой впридачу. Крупнобюджетный арт-мейнстрим? Здесь вам ткнут пальцем в гангста-эпос «Ирландец» за авторством живого классика Мартина Скорсезе и сентиментальный гротеск Квентина Тарантино «Однажды... в Голливуде», в которых режиссёры вступают в битву с неподвластностью времени, расщепляя его до уровня тактильной субстанции.
Не хватает маленького инди-кино? В таком случае взгляните на одновременно душераздирающую и ироничную «Брачную историю» Ноа Баумбаха и сатирические сокрушения «Кролика Джоджо» Тайки Вайтити о абсурдности ксенофобии. Комиксы? Ну да, не «Мстители», но зато есть неудобный «Джокер», неожиданно заговоривший о несовершенстве либерального консенсуса. Да и, как оказалось, не только американцы способны находить с представителями западной цивилизации общий язык, что доказали «Паразиты», ставшие флагманом корейского кинематографа.
Из заметных удач в категорию «Лучший фильм» не поместились, к примеру, дебатные «Два папы» с превосходными актёрскими работами и сценарием, а также мюзикл «Рокетмен», уверенно реабилитирующий постановщика карикатурной «Богемской рапсодии». Отдельного расстройства добавляет отсутствие номинации у Тэрона Эджертона за эффектное воплощение Элтона Джона на экране, да и ещё на фоне спорного чествования киношного Фредди Меркьюри в исполнении Рами Малека на прошлом «Оскаре». Вообще, «Рокетмен» ― один из самых приятных музыкальных фильмов за последние годы. Сторонникам этого байопика придётся довольствоваться лишь практически гарантированной победой в секции «Лучшая песня».
Отдельно стоит признать, что несмотря на все старания Академии пролить свет на независимое кино, она всё же частенько прокатывает пошумевших в кинопрессе фаворитов. В 2020 году такой картиной стали витиеватые и суетливые «Неогранённые драгоценности», заставившие говорить о визионерстве режиссёрского тандема братьев Сэфди и драматической одарённости Адама Сэндлера, чаще всего прозябающего в успешных дурных комедиях. Игнорировать такие метаморфозы актёра критики не стали. Они, словно вооружившись вилами, пошли сокрушать премию негативными статьями, и на это имели полное право. Ради Сэндлера и «Рокетмена», конечно, пришлось бы пожертвовать Леонардо Ди Каприо и Джонатаном Прайсом, но в этом сезоне их отсутствие можно было и пережить. Достаточно и того, что за игру у Тарантино статуэтку, скорее всего, заберёт Брэд Питт.
Почему вместо Лео и папы Франциска мы не упомянули довольно неожиданного Антонио Бандераса? Ответ: «Боль и слава» Педро Альмодовара ― едва ли не самая пронзительная картина 2020 года. Она основана на личной биографии испанского режиссёра и его взаимоотношениях с матерью. Если прежде вы могли относиться к актёру равнодушно, то после просмотра, возможно, измените мнение. В присутствии явного фаворита среди иностранных картин, «Паразитов», «Боль и слава», к сожалению, останется без наград.
Отдельной болью станет тот факт, что сразу при двух номинациях (максимально по делу) на сцену церемонии, вероятно, так и не поднимется Скарлетт Йоханссон. Своими работами в лентах «Брачная история» и «Кролик Джоджо» она буквально превзошла себя. Но тут успокаивает банальный фактор неудачи. В главной секции на «Оскар» действительно наиграла Рене Зеллвегер, хоть и в довольно непритязательном байопике о Джуди Гарленд, а при оглашении победителя во второплановой категории просто необходимо аплодировать Лоре Дёрн за роль адвоката главной героини всё той же «Брачной истории».
Упущением «Оскара» можно считать робкую попытку отметить достижения национальных меньшинств номинацией Синтии Эриво за роль в «Гарриет», и это в год выхода хоррора «Мы» с невероятной работой Лупиты Нионго. Видимо, академики по-прежнему побаиваются фильмов ужасов. Отметить «Солнцестояние» тем более было бы совсем уж радикальным решением.
Можно озвучивать минусы и дальше, но порадоваться за отмечанные ленты всё же можно, как и говорилось выше. «Оскар» неидеален, но всё же старается быть гибким и ломать свои же каноны. Смело досматривайте все картины (если ещё этого не сделали) и делайте выводы для себя сами. Играть в прогнозиста может каждый. Вне зависимости от того, кто победит ― «1917», «Однажды... в Голливуде», или же корейские «Паразиты» впервые в истории станут обладателями сразу двух статуэток за «Лучший фильм» и «Лучший иноязычный фильм», ― любимчик у каждого будет свой.