Гиперпоп: главный жанр, меняющий музыку прямо сейчас

06.03.2021, 11:15

Месяц назад ушла из жизни SOPHIE ― 34-летняя соосновательница электронного поджанра, всё сильнее оказывающего влияние на мейнстримный звук. По следам трагического события прессой были написаны многочисленные некрологи, в которых говорилось о смерти «великой исполнительницы», что сильно удивило неосведомлённых пользователей соцсетей. Кажется, настало время поговорить о причинах столь восторженных отзывов критиков, так как дело не только в таланте погибшей, а ещё и в оставленном ею наследии. Что такое гиперпоп, почему его упорно называют «музыкой будущего» и какое у жанра будущее с такими знаменосцами, как Charli XCX, 100 gecs, Ashnikko, A. G. Cook, Дориан Электра и Рина Саваяма?

Гиперпоп: главный жанр, меняющий музыку прямо сейчас

Субботним утром, 30 января, стало известно о гибели артистки и саунд-продюсера SOPHIE. Трагический инцидент, унёсший жизнь ключевой звезды независимой электроники и авант-попа, поверг в шок многочисленных поклонников её творчества, но для донесения этой новости широкой аудитории потребовались объяснительные заголовки. Чаще всего в них упоминались сотрудничество с Мадонной или Charli XCX, номинация «Грэмми» за единственный лонгплей «Oil of Every Pearl's Un-Insides» 2018 года, трансгендерность звезды или сразу несколько этих пунктов. Эти обобщения были правдивы, но почти не говорили о масштабе влияния SOPHIE, который был вполне сопоставим с наследием недавно распавшихся Daft Punk.  

Чтобы осмыслить культурную значимость Софи Зион, можно пойти по пути рецензирования её дискографии (что уже сделали успешно наши коллеги), а можно сразу расширить угол зрения и взглянуть на гиперпоп-тренд, к созданию которого причастна погибшая исполнительница. Вообще, рождение термина для артистов загадочного английского лейбла PC Music и для всех тех, кто занимался метамодернистской шинковкой звуков и смыслов поп-культуры, произошло лишь в 2019 году с появлением одноимённого кураторского плейлиста в Spotify

Определение «гиперболизированный», которое стоит в основе понятия «гиперпоп», весьма точно описывает максимализм художественного метода. В качестве отличительных черт такого подхода следует отметить радикальный синтез основополагающих и нишевых жанров в вольных пропорциях, совмещение агрессивных ритмов и утончённого саунддизайна, милого пения и глитч-обработки, эксцентричный семплинг и тактильность звучания. Для создания одного трека в ход могут пойти любые средства, и чем больше ингредиентов в миксе, тем ближе он к гиперпопу. Не стоит также забывать и о визуальном оформлении, в котором можно заметить влияние киберпанка, глянцевых журналов, кэмпа и квир-эстетики. 

Это торжество контрастов вывело гиперпоп в мейнстрим, и не обошлось тут без вирусного распространения сначала через SoundCloud, а затем и TikTok.

Балансирование между пародийностью, эстетством и откровенностью предоставило комфортную ширму для разговора о личном и общем.

На данном этапе главными медийными инфлюенсерами гиперпопа стоит считать 100 gecs, которые довели идеи масскульта до запредельного уровня китча, уничтожив все рамки дозволенного в мейнстримном музыкальном продакшене. Их альбом «1000 gecs» звучит как намеренно созданное «постыдное удовольствие» для искреннего поклонения адептами постиронии. Но не пугайтесь заранее, это лишь одно из проявлений интернет-культа. 

Процесс формирования канонов жанра происходил коллективно и у всех на виду, пожалуй, с момента запуска вышеупомянутого лейбла PC Music в 2013 году, но долгое время у такого рода экспериментов не было какого-то чёткого названия. Чаще остальных разве что звучали теги #баблгам-бейс или #баблгам-поп, что лишь частично отражало степень демонстрируемой эклектичности.

В числе новаторов того периода стоит выделить A. G. Cook, SOPHIE, Ханну Даймонд и Danny L. Harle ― за предоставление первого набора инструментов для переизобретения поп-музыки. До сих пор их наработками пользуются нынешние трендсеттеры гиперпопа 100 gecs, Ashnikko, Poppy, Рина Саваяма и Дориан Электра, а также звёзды мейнстрима вроде Charli XCX, Троя Сивана, MØ и даже Doja Cat. 

Будет справедливо отметить, что Charli XCX ― главный популяризатор жанра, продвинувшего в массы авангардный взгляд на поп-музыку. Устав от коммерческой конъюнктуры шоу-бизнеса, певица заявила, что больше не намерена выпускать песни, которые ей не нравятся. Последствия принятой позы Шарлотты Эйтчисон мир впервые увидел в 2016 году, когда состоялась премьера футуристичного мини-альбома «Vroom Vroom». Надо сказать, что тогда релиз был встречен с неоднозначной реакцией даже среди критиков, но спустя годы он всё же обрёл культовый статус. Соавтором заглавного бэнгера выступила SOPHIE. 

С этого момента Charli XCX доверила функцию креативного продюсера A. G. Cook'у ― основателю PC Music и «крёстному отцу» гиперпопа.

Несмотря на то, что Мадонна была первой звездой высшего эшелона, которая при написании хита «Bitch, I'm Madonna» посотрудничала с модной фрешгёрл SOPHIE, именно Charli XCX ― первое лицо мейнстрима, которая целиком и полностью отдалась революционерам из лондонского подполья. Да и песня «поп-королевы» при всей своей необычности пока ещё удачно маскировалась под рядовой EDM-бэнгер.

Годы шли, а ряды присматривающихся к гиперпопу пополнялись всё большим количеством посторонних имён. Среди них ― хип-хоп-исполнители Винс Стэйплс, Lil Uzi Vert, Playboi Carti и Rico Nasty, инди-звёзды The Neighbourhood и Кэролайн Полачек, электронные артисты Mura Masa, Arca и Oneohtrix Point Never, панки The Garden и герои местной сцены «Пошлая Молли», Томми Кэш и Дора. На сегодняшний день границы жанра настолько размылись, что стало всё сложнее решать, относить трек к нему или нет.

Сейчас даже кажется, что всё есть гиперпоп.

Впору придумывать названия для ответвлений ― гипертрэп, гиперпанк, гиперметалгиперполька и так далее по списку. Несмотря на отсутствие таких разделений, уже можно заметить появление однотипных новичков, копирующих кислотную музыку хайпового дуэта 100 gecs. 

Гиперметал от звезды YouTube
Фаррелл Уильямс на стероидах

Выход в мейнстрим неминуемо ведёт к коммерциализации тренда и определению идолов. Если раньше это походило на бесконечный эксперимент по рециркуляции даров поп-культуры, то теперь с появлением спроса этот метод обрёл базовый набор инструментов и некую предсказуемость. Вместе с этим гиперпоп для массового потребителя ― это всё ещё свежий тренд, который только набирает обороты. Если ввести в YouTube-поиск «what is hyperpop», то можно увидеть десятки обзоров жанра. Львиная доля заголовков состоит из эпитета «музыка будущего», что по количеству упоминаний превращает заявление в клише.

Кажется, всё говорит о том, что это самое будущее уже наступило. Это также замечают идейные вдохновители гиперпопа ― A. G. Cook и Charli XCX. В прошлом году первый выпустил сразу два альбома «7G» и «Apple», в которых предлагает новые пути развития жанра. Charli XCX же попросту отказалась навешивать на себя появившийся ярлык. Сутью её карьерных перемен был уход от компромиссов и ожиданий публики.


P. S. Всё же хочется закончить на том, что превращение гиперпопа из нишевого влиятельного жанра во всемирный тренд соцсетей ― совсем не повод для грусти. Продолжающаяся пандемия и только начавшийся 2021 год говорят о том, что музыкальный мир открыт к экспериментам. Наша редакция совершенно не удивится, если нечто похожее на гиперпоп выдадут Doja Cat, Билли Айлиш, The Weeknd, Дрейк или Morgenshtern со Slava Marlow. Звёзды первой величины стараются держать руку на пульсе, чтобы не упустить место на пьедестале. Как минимум, будет интересно! 

Прямо сейчас в России зарождается своя локальная сцена. Местный гиперпоп пропагандируют такие многообещающие артисты, как Zarya, Ушко и New Sylveon. Заметное обновление звука произвели также уфимский рэпер i61, панк-активистки Pussy Riot и даже мем-персонаж Hofmannita. Первые намёки на гиперпоп легко можно услышать последних альбомах Доры и «Пошлой Молли», как было сказано выше. Чтобы убедиться в том, что и на русской земле жанр прекрасно приживается, включите вторую пластинку томского дуэта Zarya «Сила», в котором можно расслышать и славянские мотивы.

UPD. Вот и Хаски приобщился к жанру, поддержав своего битмейкера Бхима на титульном треке его сольного альбома «Смола».

В тему:
Танцевальный хип-хоп: 15 бэнгеров
В тему:
Альтернативный поп: 20 треков от звёзд экспериментального жанра
В тему:
Charli XCX показала карантинную видеооткрытку «Claws»
Понравилась новость?
Расскажите друзьям: