1 апреля выходит второй альбом наименее популярного альтер эго Василия Вакуленко N1NT3ND0 ― «ПАПАНАРЭЙВЕ». Выход одноимённого дебютника восемь лет назад сопровождался самыми противоречивыми отзывами, спустя время оказавшись в ранге поворотных записей в русском хип-хопе. TNTMUSIC.ru размышляет о влиянии эксперимента 2011 года от главного рэпера момента на дальнейшую историю жанра.
Шёл 2011 год. На счету Василия Вакуленко ― три сольных альбома под именем Баста, один ― от лица Ноггано, всенародные хиты и памятные выходы за рамки хип-хопа (см. «Тёмная ночь» и «Обернись»), вместе обеспечившие ему частые появления на федеральных каналах. Годы вкалывания награждались непрерывным ростом одной из самых разношёрстных фан-баз в истории российской музыки, наряду с «Ленинградом». Пока у нас за место жанра в мейнстриме бились трушные рэперы из народа или гламурные тусовщики столичных клубов (привет, Тимати и Лигалайз), на протяжении всех нулевых из американских югов прибывали фрешмены иной формации.
Сухой синтезированный звук, гулкие басы и активное хвастовство в текстах начинают диктовать моду. Тогда это называли «кранком» и «южным хип-хопом», а хвалёная рэп-сцена Атланты ещё только формировалась в нынешним виде отдельными триумфами Лудакриса, Lil Jon'а и обладетелей «Грэмми» Outkast. В 2006 году мемфисские пионеры трэпа Three 6 Mafia были награждены «Оскаром» за саундтрек к фильму Hustle & Flow, Лил Уэйн продавал миллионные тиражи своих «Картеров», а неподалёку маячили Gucci Mane и Wacka Flocka Flame. Как новая волна хип-хопа всё это время касалась России? В упомянутом выше ключе ― гламурным хип-хопом на стыке с танцевальной музыкой, R&B и поп-музыкой, ― а также не снискавшим успеха прогрессивным объединением Def Joint под предводительством Смоки Мо. Проект N1NT3ND0 же всплывает одним из первых в памяти, который зазвучал без напускного лоска и отражал тёмный криминальный мир.
Предупреждаем: треки содержат нецензурную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.
Жизнь уголовника ― заметная часть русского фольклора. В музыке она долго воспевалась в шансоне, а потом хип-хоп стал постепенно заменять маргинальный саунд, шлейф которого продолжает тянуться с лихих 90-х. За одно десятилетие «Каста» и другие менее растиражированные рэперы подполья застолбили за собой нишу вестников суровой реальности. В 2009 году эту «серьёзную» волну ждал наплыв исполнителей, не «отвечающих за базар» и ненавидимых за это. Речь об «АК-47» и прочем подъездном рэпе с карикатурными криминальными авторитетами, который по битам не сильно-то и отличался от «старой школы». Их уже было не остановить!
Подписав на Gazgolder ироничных притворщиков из Екатеринбурга, до чего додумался народный рэпер Баста? Тремя годами ранее он рискнул репутацией и записал откровенно шуточный альбом под именем Ноггано, где много читал под блатную гитарку, и не прогадал! Наблюдая за успехами американских кранкеров (что необходимо делать любому руководителю лейбла), Василий Вакуленко придумывает новый концепт и даёт ему имя N1NT3ND0. В паре с QП они берут за основу чуждый саунд и лихо замешивают русский жаргон с американским свэгом. Дабы подчеркнуть игривость затеи и глубокое погружение в электронику, создатели дали ей свойственное название и взяли на себя роли гипертрофированных нарушителей закона.
Вот что Gazgolder писали в пресс-релизах на запуске проекта:
«N1NT3ND0 – это компьютерная игра. Нереальная, о жизни гангстеров. И в то же время – сага о девяностых. Об эпохе бравых людей, отважных, лихих, подлых, фартовых и не фартовых. Странная манера и стилистика рифм не позволят перепутать этот проект с Бастой или Ноггано. N1NT3ND0 – серьёзный тип с низким голосом. Проект, который, возможно, закроет тему гангста-рэпа».
В качестве первого альбомного сингла был представлен трек «Отмели», записанный с ростовской рэп-группой «Крёстная семья». Сопровождался он на коленке снятым клипом с сюжетом о чётко спланированной афёре, и всё это под инструментал, подозрительно похожий на «A Milli» небезызвестного Лил Уэйна. Громкое позиционирование проекта N1NT3ND0 и этот факт вместе со спорным интро и не менее сомнительным видеосопровождением к нему сразу же дали интернету повод покритиковать Василия Вакуленко. «Всё украли с Запада», «опять деньги, тачки, пушки, наркотики» и всё в таком духе, но нашлись и поклонники такой вольной адаптации ― трек и правда качает до сих пор. И всё равно это не позволило третьему проекту вознестись в ранг культа у массового зрителя, сопоставимого с Ноггано.
Персонаж N1NT3ND0 и его мир напоминали гангстерский спектакль, который зачастую доносил повествование на самых серьёзных щах и откровенно потешался превосходством героя над всеми.
Когда включаешь в наше время дебютный альбом N1NT3ND0, невольно думаешь: «А когда там понятия «постирония», «метамодернизм» вошли в обиход?»
В 2011 году знание этих терминов определённо помогло бы многим относиться к записям чуть более спокойно. Впрочем, по нынешним меркам на альбоме не было полного погружения в образы. Василий Вакуленко часто хохмит и играет в поддавки со слушателем, чтобы не показаться совсем вышедшим из ума. Свойственное Басте морализаторство закралось даже в N1NT3ND0, что лишает проект радикального отличия, что от титульного персонажа, что от Ноггано, и оставляет где-то между. Самыми передовыми бэнгерами оттуда в памяти останутся «Ран Вася Ран», «Пуля на вылет» и «ЧП».
Предупреждаем: трек содержит нецензурную лексику и не рекомендуется к прослушиванию лицам младше 18 лет.
«N1NT3ND0 ─ это кибер-гэнг. Это конкретный состоявшийся человек, который ведёт философский поиск через всю эту стрельбу, брутальность и тому подобные вещи. Там в конце даже есть такой трек «Инь-Янь», в котором выводится некая мораль самим героем, происходит оценка собственной жизни», ─ заявил Василий Вакуленко в интервью «Афише» 2011 года.
Зачем, спрашивается, нужно было придумывать новое имя под эти треки? Многие задавались этим вопросом, тем более что поздний Ноггано частенько напоминал канувшего в лету N1NT3ND0. Но если поискать те древние комментарии пользователей, видно, что претензий конкретно к качеству материала было заметно больше, чем обычно. Фанаты Василия Вакуленко требовали «рэпа со смыслом» Басты либо баек и анекдотов Ноггано, а вот от нарочитого притворства им было неловко. Тем обиднее, что все старания в открытую не поощряются сейчас «новой школой», как в случае с щуплыми смельчаками Yanix и Kizaru. Возможно, проявления рефлексии в духе Басты и туманное прошлое в Ростове-на-Дону оставляли ощущение перемудрённости, не позволившей далеко уехать от реального Василия Вакуленко. С одной стороны ― неестественный для консервативного слушателя американский хастл и флекс, с другой ― поднадоевшая человеку сытых нулевых уголовщина.
А ведь N1NT3ND0 ― один из ранних трэп-проектов, принявших первый удар от широкого зрителя на себя и подготовил слушателей к надвигающемуся поколению. Будущий «газгольдоровец» Смоки Мо за три года до этого так же обжёгся на экспериментах с южным хип-хопом в рамках созданного объединения Def Joint, но масштабы ещё были не те. Последующее отсутствие всякой осмысленности и самоцензуры позже взрастит новое поколение кумиров молодёжи, не пугающихся обильного использования англицизмов и сленга американских гетто. Паблики «ВКонтакте» были готовы к неизбежным надвигающимся переменам.
К сожалению, ни на одном официальном ресурсе не хранится сборник 2008 года от объединения Def Joint, но сложить впеватление о музыке тех, можно в виде подобных постов музыкальных рэп-сообществ.
Предупреждаем: треки содержат нецензурную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.
Будет ли второй альбом N1NT3ND0 «ПАПАНАРЭЙВЕ» встречен молодой и не слушавшей дебютник 2011 года публикой с распростёртыми объятиями ― узнаем по счётчикам репостов, частым упоминаниям ярких строк в мемах и по афишам рэп-фестивалей. А пока смотрим выпущенный трейлер, который куда сильнее внушает доверие, чем «Интро» 2011 года.
Обязательно к прослушиванию: N1NT3ND0 ― «Папа на рэйве»: премьера нового альбома от альтер эго Басты