Мода всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в обществе. Вторая мировая война не стала исключением: боевые действия, охватившие большую часть Европы, не могли не отразиться на образе жизни и стиле женщин и девушек. На примере советских фильмов мы покажем, какими были тренды 40-х годов прошлого столетия.
Татьяна Самойлова, «Летят журавли»
В СССР, как и во многих странах, производство одежды сначала было сведено к минимуму, а потом и вовсе прекратилось на время – сказывалась необходимость переориентации заводов и фабрик ради военных нужд. Экономические трудности и социальные потрясения привели к тому, что некоторые виды тканей приобрести можно было, лишь воспользовавшись специальными купонами. Хлопок, натуральный шёлк, кожа и вискоза достать было очень трудно, кроме того, их расход ограничивался особым регламентом, запрещающим, к примеру, использовать более 1 метра ткани для пошива блузок.
Вполне ожидаемо, что в таких условиях всё свелось к минимализму. Татьяна Самойлова в картине «Летят журавли» продемонстрировала его как нельзя лучше: сдержанная блузка с воротничком-бантиком и юбка в тонкую полоску не требовали большого количества ткани, потому что они лишены украшений в виде рюш, кружев или воланов. Такой наряд универсален.
Ольга Остроумова, «А зори здесь тихие»
Дефицит свободного времени и ресурсов сказывался и на другой сфере жизни прекрасного пола – обзавестись качественной косметикой было непросто. Да и образ советской женщины не предполагал яркого мейкапа – скромность была приоритетом строительниц коммунизма.
В СССР чаще всего можно было раздобыть лишь минимальный набор косметики, состоящий из пудры, красной помады и синего химического карандаша для век. Поэтому особо ценилась чёрная подводка – раздобыть такую было трудно, но если удавалось, то можно было преобразиться, используя лишь его. Чтобы макияж не был слишком заметен окружающим, чёрный карандаш наносили тонкой линией вдоль ресничного контура.
Марина Ковалёва, «Падение Берлина»
Военное положение породило моду на стиль милитари – практичный, неяркий и лаконичный. Плотная костюмная ткань из синтетических аналогов натуральных тканей использовалась для создания прямых платьев, жакетов и юбок прямого кроя. Общий облик девушки, обладавшей костюмом, напоминал солдата, облачённого в военную форму. Поскольку женская фигура была более хрупкой, модельеры украшали жакет квадратными плечами с подплечниками, а талию подчёркивали ремнями, похожими на армейские. Цветовую палитру костюмов широкой не назовешь – в ней преобладали оттенки хаки, беж и шоколада.
Валентина Титова, «Щит и меч»
Единственная деталь гардероба, которой не касались жёсткие ограничения на количество и качество ткани, – головные уборы. На предпочтения жительниц СССР влияла мода Испании, которой политическая верхушка Союза оказывала поддержку. Шляпки с небольшими полями и вуалетками, а также головные уборы, напоминающие чалму или тюрбан, были невероятно популярны ещё по одной причине: аксессуаров для волос практически не было, поэтому головной убор служил единственным, но необычным украшением.
Жанна Прохоренко, «Баллада о солдате»
Советская мода шла в ногу с европейской, а иногда даже обгоняла её – и тому можно найти множество доказательств. Кристиан Диор придумал в 1947 году стиль new look: женственные романтичные образы, подчёркивающие широкие бёдра и тонкую талию. В советских фильмах о войне можно увидеть аналогичные наряды вроде платья-рубашки с расклешённой юбкой. Даже при отсутствии аксессуаров оно позволяло создавать изысканный образ, уместный в любой ситуации.