Лиза. 37 лет. Десятки, а то и сотни тысяч людей на территории бывшего СНГ без труда узнают в ней певицу Ёлку. Больше 10 лет уверенных аншлагов на лучших концертных площадках страны, больше 10 лет под вспышками фотокамер и на обложках отборного глянца. Но никогда – ни слова – о личном… Твоё время, ЯАVЬ!
В день рождения певицы мы делимся с вами нашей беседой. Сама ЯАVЬ не даёт интервью, а вот Лиза Иванцив может кое-что о ней рассказать. Оцените первый разговор TNTMUSIC.ru с Ёлкой о её творческом альтер эго.
Для чего ты создала ЯАVЬ?
Я помню прямо, где пришло это название – «ЯАVЬ»…
Расскажешь позже. Это уже частности, которые далеки от главного – зачем она, ЯАVЬ?
Потому что достали меня «диванные критики». Мне очень не хочется топтаться на месте. Потому что я поняла, что прорыва у меня не произойдет качественного музыкального, если я не начну самовыражаться.
Хорошо, а что тебе мешало самовыражаться в проекте «Ёлка» с этим же музлом?
Риски денежные. Всякие эксперименты, которые мы делаем в «Ёлке», не находят отклика, которого мне бы хотелось.
Подожди! А сейчас нет рисков денежных? ЯАVЬ будет продаваться в том числе «потому что Ёлка»…
Чуваки! Четыре песни перекочевали из Ёлки в ЯАVЬ за последний месяц!
Ну вот, почему людям должно быть это понятно? Песня «Вылечи мою любовь» могла совершенно спокойно случиться в контексте Ёлки и даже, скорее всего, иметь гораздо больший успех…
Да, но нет.
Как ты себе это объясняешь?
У меня это не помещается в «Ёлку».
Потому что Ёлка не может страдать?
Отчасти да.
Ёлка может страдать, у Ёлки есть лирика.
Есть лирика. Но понимаете, в чем дело. Ни одну из тех граней, которые я очень хочу высказать в Ёлке, не воспринимает та аудитория, которая идет к нам на концерт.
Те песни, которые меня трогают, вызвали посредственную реакцию. Я только сейчас начинаю разбивать стереотипы людей о том, что я – не рафинированная няша. И им даётся это дико болезненно. От интервью в «А поговорить» людей бомбит. Мне действительно нужна ниша, где я буду злее, чем я есть.
Ты могла бы все это делать в Ёлке…
Я не хочу.
Почему? Тебе стыдно?
Мне внутренне эти две истории не вяжутся, а это самое главное. Я, как человек интуиции, очень многие вещи в своей жизни не могу обосновать. На то есть внутренний посыл. И я впервые иду у него на поводу. Куда он меня привёдет – я не знаю. Но тут не может быть никаких подкрепляющих фактов, их просто нет. Это только интуитивная история, и у меня есть очень чёткое внутреннее понимание, что эта история – параллельная. Скорее, ЯАVЬ – тоже я, вот в чём дело! Это такая же половина меня, как и Ёлка!
Ну мы можем ждать еще какой-то грани? И где ты тогда?
Где-то посередине этого всего. То, что пою Ёлкой – это я, безусловно, я это очень сильно люблю. Но это не всё, что во мне есть! А всё, что во мне есть, я, будучи Ёлкой, не могу показывать, потому что аудитория на это очень странно реагирует.
Ну ты же можешь показывать, а на корпоративах петь «Прованс»…
Ну у меня внутри не вяжутся эти вещи.
А ЯАVЬ может быть корпоративно востребованной?
Нет. Совершенно. И я вообще ни в чем ещё не уверена. Реакция на ЯАVЬ во многом зависит от того, как мы сможем использовать новые, неизвестные нам до этого рычаги распространения информации. Потому что это не классический формат шоу-бизнеса про радио и ТВ.
Смотри, нам совершенно понятна принципиальная разница между Бастой и Ноггано. А в Ёлки и ЯАVЬ – нет. Вот скажи, почему ты не можешь раздеться в Ёлке? Точнее, даже хотя бы дать провокации…
Потому что это более глубинная грань меня.
Песни «Где ты», «Моревнутри», «Около тебя»… Они же прекрасно живут в Ёлке. И они тоже не про поверхностную тебя.
Это поп-песни.
«Вылечи мою любовь» – тоже поп-песня.
В ней есть та оголенная боль, которую я не могу себе позволить в Ёлке.
То есть смотри. Получается так – ты просто не можешь сама себе это позволить в Ёлке, а не потому, что это ей не подходит.
Да, я не могу себе позволить песни ЯАVЬ наряду с песнями «Прованс» и «На большом воздушном шаре». Это чудесные песни, светлые, в то время как ЯАVЬ – нефть моей души. Боль моей души. Но это не вся я.
Согласна ли ты на контраст сборов стадионов Ёлкой и небольших клубов ЯАVЬ'ю?
Конечно, да. У меня нет амбиций стадионы собирать. У меня вообще нет амбиций по ЯАVЬ. Знаешь, зачем я это делаю? Для себя! Мне не так важно, будет ли это кто-то покупать, потому что я уже давно не испытывала такого откровенного удовлетворения от процесса создания музыки.
ЯАVЬ – это твой психотерапевт на фоне опредёленных событий твоей жизни?
Совершенно верно.
Давай теперь о более приземлённом. Ты сама пишешь песни для ЯАVЬ?
Не пишу. И ЯАVЬ – не исключение. Не пишу сама тексты, не придумываю музыки, но в случае с ЯАVЬ вообще получилось удивительно, потому что какие-то вещи оказались пророческими, а какие-то – просто будто списаны с меня. Я не знаю, как так бывает, но вот так. С аранжировками я тоже решила полностью довериться музыкантам, и ни секундочки не жалею об этом, потому что получилось невероятно.
Как случилось ваше сотрудничество со Скриптонитом?
Просто Адиль написал, а я ответила – вот так просто всё случилось.
Есть ли у тебя для ЯАVЬ какой-то намеренно выстроенный образ?
На самом деле, визуально это просто нечто, подчёркивающее те грани меня, которые соответствуют тому содержанию, которое случилось в этих песнях. Я не могу сказать, что это образ, потому что образ – это что-то выверенное, простроенное, продуманное. А это, скорее, всё-таки интуитивное, как и все в ЯАVЬ. Как и в последнее время в моей жизни.
В каком из проектов ты чувствуешь себя «наиболее собой»?
Дело в том, что я – это я. В каждой песне, в каждом наряде. Просто мы многослойны и многогранны. И это прекрасно.
ЯАVЬ планирует давать концерты?
Да, концертам ЯАVЬ быть. Это уже факт.
А будешь совмещать на выступлениях два образа?
Это не образы всё-таки. Две грани, давайте так. Я не буду – они, как масло и вода, не замешиваются. Даже не индульгируются.
В интервью у нас на ТНТ MUSIC LIVE ты сказала, что не готова показывать личное творчество, потому что очень больно. Можно ли считать «ЯАVЬ» твоим первым разговором о личном за долгие годы карьеры?
Скорее всего, да, ЯАVЬ можно считать первым разговором. Глубинным – точно за это время. И чем дальше, тем я буду честнее во всех своих проявлениях. Это не потому, что я врала раньше, это потому, что я готова себе признаваться сейчас в каких-то вещах.
ЯАVЬ – синоним боли? Ёлка никогда не говорила о своей личной жизни, ЯАVЬ позволила. В своих песнях.
Я точно знаю, что я в этой боли никогда не захочу пребывать. Но для того, чтобы перешагнуть это всё, мне надо её спеть.
Так всё-таки, почему такое название?
Пойдём к зеркалу. Смотри.