Выбор редакции: топ русскоязычных альбомов года

TNTMUSIC.RU продолжает подводить музыкальные итоги. Мы определили десятку лучших пластинок, выпущенных местными исполнителями. В список вошли работы Feduk'а, Miyagi & Andy Panda, ЛСП, Монеточки, Morgenshtern'а и других отличившихся. Поздравляем с наступлением Нового года!

Выбор редакции: топ русскоязычных альбомов года

FEDUK ― «ЙАЙ» 

В последние годы своей карьеры Feduk старательно доказывал, что хип-хоп ― далеко не единственная его стихия, благодаря чему однажды и взошёл на пьедестал. Тем не менее прорыв «Розового вина» и выпуск инфантильной пластинки «More Love» с любовными хитами поскромнее при всех своих достоинствах не заставляли говорить о звезде как о большом состоявшемся авторе. Новый альбом «ЙАЙ», записанный совместно с участниками Cream Soda, убрал прежний скепсис к флирту рэпера с поп-музыкой. 

Как выяснилось, исполнительских навыков артиста более чем достаточно для соответствия куда более искусному продакшену, а как текстовик Feduk способен тоньше и смелее подходить к выражению своих эмоций, сомнений и надежд. Несмотря на коллаборативный формат пластинки и некоторую дурашливость материала, «ЙАЙ» ― всё же глубоко личная работа Feduk'а, прошедшего через непростой жизненный этап. Под многофактурный инструментал и местами грязный звук клубного подполья музыкант осмысляет собственные ошибки, даёт волю творческим амбициям и находит эфемерный маяк, освещающий дальнейший путь.    

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

MORGENSHTERN ― «ЛЕГЕНДАРНАЯ ПЫЛЬ»

При яром желании хейтеров обвинить Morgenshtern'а во всех смертных грехах в одном упрекнуть одиозного рэпера точно не получится ― лжи. Он предельно честен с публикой. Название альбома «Легендарная пыль» и история его создания как нельзя лучше подтверждают абсолютную прямолинейность Алишера (напомним, пластинка была написана артистом за неделю, а процесс её записи транслировался в прямом эфире). Прямота, с которой Morgenshtern демонстрировал написание треков «на коленке», и беспрецедентный успех альбома после премьеры буквально привели в бешенство публику, не привыкшую к подобной наглости. И тем самым хейтеры лишь сыграли по правилам Алишера, обеспечив ему самое лучшее промо и платиновый статус для каждого сингла из треклиста.

Чем крут альбом «Легендарная пыль»? Пожалуй, в первую очередь – тем, как лихо с его помощью Morgenshtern обнажил некоторое лицемерие аудитории, с одной стороны требующей качественного и серьёзного продукта, а с другой ― стримящей треки наподобие «Я съел деда». Да так активно, что с продаж «Легендарной пыли» Алишер получил 12,5 миллионов рублей.

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

МАЛЬБЭК Х СЮЗАННА ― «ДУМАЕШЬ, ЭТО КОНЕЦ?»

Дневник непростых отношений Ромы и Сюзанны Варниных, который подвёл итоговую черту в их совместной карьере. Звуковая абстракция, заполнившая пластинку, отразила эмоциональные метания артистов, никак не достигающих семейной гармонии и баланса в общении друг с другом. В этом альбоме «Мальбэк» и Сюзанна делают саунд ещё более смазанным, порой доводя его до невнятности и намеренной «грязи».

А теперь, когда артисты официально объявили о прекращении как рабочих, так и личных отношений, пластинка «Думаешь, это конец?» видится слушателю ещё более личной и болезненной. Что ж, будем ждать релизов от артистов из новой главы их жизни.

MIYAGI & ANDY PANDA ― «YAMAKASI»

Сложилось так, что релиз долгожданного альбома «Yamakasi» состоялся раньше намеченных сроков. Причиной этому стала благотворительная миссия, которую взяли на себя Miyagi & Andy Panda: артисты решили в срочном порядке собрать сумму на лечение полуторагодовалой девочки с тяжёлым заболеванием. Как признались сами Азамат и Сослан, эта же цель определила и всю концепцию пластинки, подарив ей задумчивое минорное настроение. Успех альбома, впрочем, никак не связан с его благотворительной целью: аудитория действительно ждала шестой студийник дуэта и после премьеры подарила ему первенство во всех российских рейтингах.

Но лучшее подтверждение большому авторитету Miyagi & Andy Panda в другом. Узнаваемый фирменный стиль, выбранный артистами на старте карьеры, за пять лет карьеры дуэта практически не претерпел изменений, а сами Азамат и Сослан всё так же безразличны к жизни шоу-бизнеса и медиатусовке. Эти, казалось бы, весомые факторы, сохранившиеся и в случае с «Yamakasi», ничуть не сказываются на влиятельности, которой группа всё так же обладает в хип-хоп-среде.

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

ЛСП ― «СВИНОЕ РЫЛО» 

Вы спросите, почему мы отметили трагикомичную рэп-оперу «Свиное рыло», а не грандиозный финал «городской» трилогии ― «One More City», ― а мы ответим, что при всей кажущейся необязательности релиза в нём самым неожиданным образом раскрывается талант Олега ЛСП. Белорусский артист всегда отмечался как сильный рассказчик, а формат ироничной сказки в духе «Трёх поросят» только убеждает в этом. Этот альбом особенно ценен тем, что позволил рэперу скинуть груз ответственности и прервать затянувшийся творческий кризис при помощи метафор, запрятанных в любовную историю о недовольном свине из нечистотного гетто. 

ЛСП лихо жонглирует музыкальными формами, обращаясь к олдскульному и ньюскульному рэпу, шансону и кабацкой песне, пародийному дип-хаусу и року, представая в образе хряка, повидавшего войну за Родину-Свиномать, Свиной Союз и Пигистройку, чтобы найти место в резко изменившемся мире, где лучшие жёлуди достаются другим. Рэп-опера обеспечивает творца комфортной дистанцией для разговора о смятении. Тут и там всплывают отсылки к собственному наследию и копытные хуки в сторону актуальных чарт-топеров. Даже если вам совсем не близки эти внезапные чудачества, им стоит быть обязанными, ведь благодаря «Свиному рылу» Олег сумел встряхнуться и вернуться в строй. 

Предупреждаем: некоторые треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

МОНЕТОЧКА ― «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

Постмодернистское переосмысление советской эстрады и поп-музыки прошлого с театрализованной подачей и искусным продакшеном Вити Исаева. За два с половиной года публицистические таланты Монеточки стали тоньше и острее, а метафоры менее прямолинейными. Говоря о музыке, необходимо отметить игнорирование поп-трендов, возникший интерес к славянскому фольклору и эстетике кабаре. Несмотря на ожидаемое изобилие иронии и сатиры, на альбоме нашлось место и откровениям. К примеру, альбом «Декоративно-прикладное искусство» имеет ценный в эпоху коронавируса гимн оптимизма ― «Переживу».

Монеточка пошла против ожиданий и выдала пластинку, вдохновлённую бумерскими музыкальными канонами и адаптировала их под современного слушателя. При всех антикварных вводных певица не стала более нелюдимой, а только подчеркнула нестабильность современного мира, словно на год остановившегося в мгновении. Изоляция позволила нам с умилением вспомнить «дискотеку 90-х», духоподъёмную лирику, отцовский шансон и музыку полузабытой советской эпохи.

KATE NV ― «ROOM FOR THE MOON»

С точки зрения узнаваемости российских артистов наиболее глобальных успехов в 2020 году достигли извечные скоморохи Little Big. Легитимности утверждению придаёт их негласная победа на «Евровидении», но не менее значимым человеком, подарившим нам повод гордиться музыкантами-соотечественниками, абсолютно точно была Kate NV. В начале лета московская исполнительница издала третью пластинку «Room For The Moon», которая по итогам года вошла в десяток списков лучших альбомов 2020-го по версии респектабельных изданий Pitchfork, Gorilla vs. Bear, Drowned in Sound и т. д.

Работа Кати Шилоносовой обладает очарованием безграничной детской фантазии и ностальгии по любимым «игрушкам» ранних лет ― советским киносказкам, их мечтательным саундтрекам, японской поп-музыки восьмидесятых и «Сейлор Мун», ― воспоминания, о которых обрамлены хрупким авант-поп-звучанием, минималистичными аранжировками, воздушной мелодикой и англо-русско-японской лирикой. Альбом «Room For The Moon» ― мультикультурологическая вязь, описывающая мироощущение несформировавшейся души, полной надежд, оптимизма и ожиданий встречи с необъятным миром. Временная капсула в наше детство, лишённое чётких линий и состоящее из абстрактных форм.

MNOGOZNAAL ― «КРУГ ВЕТРОВ»

В начале года с новым альбомом вернулся неогранённый самородок из холодной Печоры, которому не по нраву игры по правилам рынка. После выхода предшественника двухлетней давности «Гостиница Космос» Mnogoznaal долго боролся с известным только одному ему недугом, результатом чего стала терапевтическая пластинка. Длительная реабилитация сильно повлияла на переоценку ценностей Максима Лазина, из-за чего релиз «Круг ветров» обрёл лирическую прямолинейность, цельность высказывания и в хорошем смысле методичный саунд. Часть слушателей успела поругать рэпера за отсутствие внешних изменений, но с точки зрения самого произведения такая критика кажется глубоко неуместной.

Mnogoznaal осознал, что путь притворства и подыгрывания западным трендам ему неинтересен, поэтому новый альбом можно считать не иначе как кристаллизацией авторского стиля. К этому прилагаются тексты, насыщенные размышлениями о своей «колхозной» инаковости, травмирующем прошлом и тщеславии звёздных коллег. В альбомном миксе томный голос рэпера словно эхом растекается по заснеженным просторам, тем самым добавляя словам веса, а звуку ― моментальной узнаваемости. Мало какие песни звучат настолько драматично, насколько и духоподъёмно. «Круг ветров» ― теневой фаворит за звание сильнейшего рэп-альбома 2020 года.  

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

ЛЕВАН ГОРОЗИЯ ― «РАССВЕТ»

Пластинкой «Рассвет» Леван Горозия официально открывает новую страницу карьеры, в которой он ― полностью самостоятельный артист. На этот раз ― без псевдонима, без контракта, без специального образа. Воодушевляющее и светлое настроение лонгплея отразило ту спокойную уверенность, с которой Леван продолжает путь вне коммерческих рамок. Синглы, вошедшие в альбом, звучат по-меломански универсально, позволяя даже забыть о том, что лонгплей записан хип-хоп-артистом.

Горозия почти отказался от рэп-формата, сделав упор на мелодичность звучания и его атмосферность. В контексте индустрии альбом интересен как пример очень удачного «обнуления» артиста, перешедшего от чистой коммерции к свободному творчеству и успешно оставшегося на плаву.

В тему:
Выбор редакции: лучшие треки 2020 года
В тему:
Итоги 2020: результаты голосований за лучших артистов и тиктокера года
Понравилась новость?
Расскажите друзьям: