Выбор редакции: топ-10 русскоязычных альбомов года

TNTMUSIC.RU продолжает подводить музыкальные итоги. Мы определили десятку лучших пластинок, выпущенных местными исполнителями. В список вошли работы Feduk'а, Miyagi & Andy Panda, ЛСП, Монеточки, Morgenshtern'а и других отличившихся. Поздравляем с наступлением Нового года!

Выбор редакции: топ-10 русскоязычных альбомов года

FEDUK ― «ЙАЙ» 

В последние годы своей карьеры Feduk старательно доказывал, что хип-хоп ― далеко не единственная его стихия, благодаря чему однажды и взошёл на пьедестал. Тем не менее прорыв «Розового вина» и выпуск инфантильной пластинки «More Love» с любовными хитами поскромнее при всех своих достоинствах не заставляли говорить о звезде как о большом состоявшемся авторе. Новый альбом «ЙАЙ», записанный совместно с участниками Cream Soda, убрал прежний скепсис к флирту рэпера с поп-музыкой. 

Как выяснилось, исполнительских навыков артиста более чем достаточно для соответствия куда более искусному продакшену, а как текстовик Feduk способен тоньше и смелее подходить к выражению своих эмоций, сомнений и надежд. Несмотря на коллаборативный формат пластинки и некоторую дурашливость материала, «ЙАЙ» ― всё же глубоко личная работа Feduk'а, прошедшего через непростой жизненный этап. Под многофактурный инструментал и местами грязный звук клубного подполья музыкант осмысляет собственные ошибки, даёт волю творческим амбициям и находит эфемерный маяк, освещающий дальнейший путь.    

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

MORGENSHTERN ― «ЛЕГЕНДАРНАЯ ПЫЛЬ»

При яром желании хейтеров обвинить Morgenshtern'а во всех смертных грехах в одном упрекнуть одиозного рэпера точно не получится ― лжи. Он предельно честен с публикой. Название альбома «Легендарная пыль» и история его создания как нельзя лучше подтверждают абсолютную прямолинейность Алишера (напомним, пластинка была написана артистом за неделю, а процесс её записи транслировался в прямом эфире). Прямота, с которой Morgenshtern демонстрировал написание треков «на коленке», и беспрецедентный успех альбома после премьеры буквально привели в бешенство публику, не привыкшую к подобной наглости. И тем самым хейтеры лишь сыграли по правилам Алишера, обеспечив ему самое лучшее промо и платиновый статус для каждого сингла из треклиста.

Чем крут альбом «Легендарная пыль»? Пожалуй, в первую очередь – тем, как лихо с его помощью Morgenshtern обнажил некоторое лицемерие аудитории, с одной стороны требующей качественного и серьёзного продукта, а с другой ― стримящей треки наподобие «Я съел деда». Да так активно, что с продаж «Легендарной пыли» Алишер получил 12,5 миллионов рублей.

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

МАЛЬБЭК Х СЮЗАННА ― «ДУМАЕШЬ, ЭТО КОНЕЦ?»

Дневник непростых отношений Ромы и Сюзанны Варниных, который подвёл итоговую черту в их совместной карьере. Звуковая абстракция, заполнившая пластинку, отразила эмоциональные метания артистов, никак не достигающих семейной гармонии и баланса в общении друг с другом. В этом альбоме «Мальбэк» и Сюзанна делают саунд ещё более смазанным, порой доводя его до невнятности и намеренной «грязи».

А теперь, когда артисты официально объявили о прекращении как рабочих, так и личных отношений, пластинка «Думаешь, это конец?» видится слушателю ещё более личной и болезненной. Что ж, будем ждать релизов от артистов из новой главы их жизни.

MIYAGI & ANDY PANDA ― «YAMAKASI»

Сложилось так, что релиз долгожданного альбома «Yamakasi» состоялся раньше намеченных сроков. Причиной этому стала благотворительная миссия, которую взяли на себя Miyagi & Andy Panda: артисты решили в срочном порядке собрать сумму на лечение полуторагодовалой девочки с тяжёлым заболеванием. Как признались сами Азамат и Сослан, эта же цель определила и всю концепцию пластинки, подарив ей задумчивое минорное настроение. Успех альбома, впрочем, никак не связан с его благотворительной целью: аудитория действительно ждала шестой студийник дуэта и после премьеры подарила ему первенство во всех российских рейтингах.

Но лучшее подтверждение большому авторитету Miyagi & Andy Panda в другом. Узнаваемый фирменный стиль, выбранный артистами на старте карьеры, за пять лет карьеры дуэта практически не претерпел изменений, а сами Азамат и Сослан всё так же безразличны к жизни шоу-бизнеса и медиатусовке. Эти, казалось бы, весомые факторы, сохранившиеся и в случае с «Yamakasi», ничуть не сказываются на влиятельности, которой группа всё так же обладает в хип-хоп-среде.

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

ЛСП ― «СВИНОЕ РЫЛО» 

Вы спросите, почему мы отметили трагикомичную рэп-оперу «Свиное рыло», а не грандиозный финал «городской» трилогии ― «One More City», ― а мы ответим, что при всей кажущейся необязательности релиза в нём самым неожиданным образом раскрывается талант Олега ЛСП. Белорусский артист всегда отмечался как сильный рассказчик, а формат ироничной сказки в духе «Трёх поросят» только убеждает в этом. Этот альбом особенно ценен тем, что позволил рэперу скинуть груз ответственности и прервать затянувшийся творческий кризис при помощи метафор, запрятанных в любовную историю о недовольном свине из нечистотного гетто. 

ЛСП лихо жонглирует музыкальными формами, обращаясь к олдскульному и ньюскульному рэпу, шансону и кабацкой песне, пародийному дип-хаусу и року, представая в образе хряка, повидавшего войну за Родину-Свиномать, Свиной Союз и Пигистройку, чтобы найти место в резко изменившемся мире, где лучшие жёлуди достаются другим. Рэп-опера обеспечивает творца комфортной дистанцией для разговора о смятении. Тут и там всплывают отсылки к собственному наследию и копытные хуки в сторону актуальных чарт-топеров. Даже если вам совсем не близки эти внезапные чудачества, им стоит быть обязанными, ведь благодаря «Свиному рылу» Олег сумел встряхнуться и вернуться в строй. 

Предупреждаем: некоторые треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

МАКС БАРСКИХ ― «1990»

Премьера пластинки «1990» должна была состояться во время мирового турне Макса Барских. Артист хотел постепенно открывать треклист альбома, представляя по одному синглу на каждом концерте. Но пандемия сделала эти планы невозможными, и релиз лонгплея состоялся «в штатном порядке» в начале октября. Музыкальное оформление альбома «1990» соответствует его названию: украинский хитмейкер взял за основу звучание последнего десятилетия 20-го века.

Несмотря на то, что за последние два года тренд на ретрофутуристичный саунд уже стал мейнстримом, в случае с Максом Барских не возникает ощущения слепого следования моде. Артист максимально органично вписался в мечтательно-танцевальный вайб винтажного стиля, а дорогостоящие экранизации от Алана Бадоева и вовсе не позволяют упрекнуть Макса в стремлении нажиться на трендах.

МОНЕТОЧКА ― «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

Постмодернистское переосмысление советской эстрады и поп-музыки прошлого с театрализованной подачей и искусным продакшеном Вити Исаева. За два с половиной года публицистические таланты Монеточки стали тоньше и острее, а метафоры менее прямолинейными. Говоря о музыке, необходимо отметить игнорирование поп-трендов, возникший интерес к славянскому фольклору и эстетике кабаре. Несмотря на ожидаемое изобилие иронии и сатиры, на альбоме нашлось место и откровениям. К примеру, альбом «Декоративно-прикладное искусство» имеет ценный в эпоху коронавируса гимн оптимизма ― «Переживу».

Монеточка пошла против ожиданий и выдала пластинку, вдохновлённую бумерскими музыкальными канонами и адаптировала их под современного слушателя. При всех антикварных вводных певица не стала более нелюдимой, а только подчеркнула нестабильность современного мира, словно на год остановившегося в мгновении. Изоляция позволила нам с умилением вспомнить «дискотеку 90-х», духоподъёмную лирику, отцовский шансон и музыку полузабытой советской эпохи.

KATE NV ― «ROOM FOR THE MOON»

С точки зрения узнаваемости российских артистов наиболее глобальных успехов в 2020 году достигли извечные скоморохи Little Big. Легитимности утверждению придаёт их негласная победа на «Евровидении», но не менее значимым человеком, подарившим нам повод гордиться музыкантами-соотечественниками, абсолютно точно была Kate NV. В начале лета московская исполнительница издала третью пластинку «Room For The Moon», которая по итогам года вошла в десяток списков лучших альбомов 2020-го по версии респектабельных изданий Pitchfork, Gorilla vs. Bear, Drowned in Sound и т. д.

Работа Кати Шилоносовой обладает очарованием безграничной детской фантазии и ностальгии по любимым «игрушкам» ранних лет ― советским киносказкам, их мечтательным саундтрекам, японской поп-музыки восьмидесятых и «Сейлор Мун», ― воспоминания, о которых обрамлены хрупким авант-поп-звучанием, минималистичными аранжировками, воздушной мелодикой и англо-русско-японской лирикой. Альбом «Room For The Moon» ― мультикультурологическая вязь, описывающая мироощущение несформировавшейся души, полной надежд, оптимизма и ожиданий встречи с необъятным миром. Временная капсула в наше детство, лишённое чётких линий и состоящее из абстрактных форм.

MNOGOZNAAL ― «КРУГ ВЕТРОВ»

В начале года с новым альбомом вернулся неогранённый самородок из холодной Печоры, которому не по нраву игры по правилам рынка. После выхода предшественника двухлетней давности «Гостиница Космос» Mnogoznaal долго боролся с известным только одному ему недугом, результатом чего стала терапевтическая пластинка. Длительная реабилитация сильно повлияла на переоценку ценностей Максима Лазина, из-за чего релиз «Круг ветров» обрёл лирическую прямолинейность, цельность высказывания и в хорошем смысле методичный саунд. Часть слушателей успела поругать рэпера за отсутствие внешних изменений, но с точки зрения самого произведения такая критика кажется глубоко неуместной.

Mnogoznaal осознал, что путь притворства и подыгрывания западным трендам ему неинтересен, поэтому новый альбом можно считать не иначе как кристаллизацией авторского стиля. К этому прилагаются тексты, насыщенные размышлениями о своей «колхозной» инаковости, травмирующем прошлом и тщеславии звёздных коллег. В альбомном миксе томный голос рэпера словно эхом растекается по заснеженным просторам, тем самым добавляя словам веса, а звуку ― моментальной узнаваемости. Мало какие песни звучат настолько драматично, насколько и духоподъёмно. «Круг ветров» ― теневой фаворит за звание сильнейшего рэп-альбома 2020 года.  

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

ЛЕВАН ГОРОЗИЯ ― «РАССВЕТ»

Пластинкой «Рассвет» Леван Горозия официально открывает новую страницу карьеры, в которой он ― полностью самостоятельный артист. На этот раз ― без псевдонима, без контракта, без специального образа. Воодушевляющее и светлое настроение лонгплея отразило ту спокойную уверенность, с которой Леван продолжает путь вне коммерческих рамок. Синглы, вошедшие в альбом, звучат по-меломански универсально, позволяя даже забыть о том, что лонгплей записан хип-хоп-артистом.

Горозия почти отказался от рэп-формата, сделав упор на мелодичность звучания и его атмосферность. В контексте индустрии альбом интересен как пример очень удачного «обнуления» артиста, перешедшего от чистой коммерции к свободному творчеству и успешно оставшегося на плаву.

В тему:
Выбор редакции: лучшие треки 2020 года
В тему:
Итоги 2020: результаты голосований за лучших артистов и тиктокера года
Понравилась новость?
Расскажите друзьям:

Читайте также:

Слушать трек

«На Ямайку»: мечтательный сингл от Кравца и группы Pizza

Рэпер записал фит с группой Сергея Приказчикова.

Слушать трек

«Танцуй»: ХАНЗА & OWEEK записали фит с Artik & Asti

Два хитовых дуэта объединились в танцевальном треке.