Магия отложенного взросления: рецензия на альбом Доры «Miss»

13.06.2022, 14:55

В первые дни лета до цифровых прилавков с существенной задержкой добралась пластинка, которая изначально должна была стать последним бестселлером зимы, а затем и саундтреком весеннего обострения. Обстоятельства последних месяцев заставили Дору переформатироваться в невольного автора летнего хита продаж, что в конечном счёте повлияло на восприятие нового материала как записи из прошлой жизни. С какими чувствами оставляет третья работа молодой поп-звезды, прошедшей путь от застенчивой «младшей сестры» до раскрепощённой и уверенной в себе «Miss»?

Дора​Фото: VK
Дора
​Фото: VK

Полтора года назад Дора, которой только стукнуло 20 лет, произвела на свет мультижанровый альбом «Боже, храни кьют-рок». Второй лонгплей моментально обратил очаровательную скромницу «Дорадуру» в самую многообещающую поп-звезду, продемонстрировав широкий диапазон возможностей применения её нежного голоса. Юная певица разом пускалась в ностальгический поп-рок по лекалам ранней Земфиры, слёзные лав-баллады с эмокорными гитарами, мелодраматические опусы в духе МакSим, урбанистический R&B с трэп-битами и танцевальный гиперпоп. Большая часть песен была посвящена подростковой влюблённости (порой маниакальной), тяготам первых отношений и отсутствию взаимных чувств со стороны партнёра. В итоге пластинка оставляла героиню в ощущении себя, обречённой на одиночество.

Третий альбом «Miss» ― противоположность первых двух. Ещё с выходом сингла «Loverboy» Дора предстала раскрепощённой 22-летней девушкой, способной не очароваться любовником после одной совместно проведённой ночи, а попрощаться с ним навсегда. Надо ли говорить, что не все фанаты приняли новый образ повзрослевшей артистки? Впрочем тема женской эмансипации ещё сильнее находит своё проявление в треке «La bohème», который является деконструкцией избитого сюжета о завоевании сердца девушки безграничными финансовыми ресурсами. Любовную историю с фейковым самопожертвованием помогает довести до абсурда, в первую очередь, не смена ролей внутри пары, а сладостный продакшен в духе R&B начала 2000-х, романтизировавший подобный нарратив. Благодаря столь меткому художественному приёму скомканное впечатление от первых песен пластинки тут же улетучивается.

Почему же начало треклиста кажется разочаровывающим? Во-первых, странно открывать важный для исполнительницы альбом, заявленный как история взросления, рядовым концертным филлером «Розовые волосы», в очередной раз напоминающим об имеющемся у Доры статусе звезды. Если это всё ради соблюдения линейности повествования и иллюзии постепенного преображения неуверенной героини, то на предшествующем диске это уже было вполне успешно проговорено в посвящении фанатам ― гитарном бэнгере «кьют-рок». Во-вторых, идущая следом коллаборация с рэпером Платина выглядит низким реверансом современному трэпу, что несколько обесценивает дальнейшее переосмысление героиней своего места в социуме как самодостаточной женщины. Да и, проще говоря, первые три песни слишком радикально сменяют друг друга из-за различий в музыкальном оформлении. Поставить бы в начало связку двух песен «Loverboy» и «La bohème», и тогда всё было бы по-другому.

В продолжение темы целостности треклиста хочется сразу отметить, что ещё одним фитом, которым вполне можно было пожертвовать, кажется «Барбисайз» ― совместный TikTok-хит Доры и Мэйби Бэйби. Кто-то наверняка скажет, что контрасты выгодно разбавляют общую картину, но в данном примере гостевые куплеты забирают слишком много внимания. С другой стороны, теперь все спорные строчки с налётом постиронии достались приглашённым артистам, что только к лучшему. И, чтобы далеко не отходить от кассы, утвердим дуэтную песню с ЛСП «Нет тебя» единственным полностью органичным номером с посторонними лицами в альбоме «Miss».

Если по части лирики центральными темами пластинки стали взросление, открытие сексуальности и независимость от патриархальных установок (всё перечисленное затрагивается без каких-либо раздражающих лозунгов), то основным музыкальным источником вдохновения выступили радио и ТВ нулевых во главе с гламурным R&B. Мисс Дарья Шиханова, продюсер Галат и их соавторы преуспели в написании хитовых мелодий и фактурных аранжировок, разнося в пух и прах текущий мейнстрим раскатистыми бэнгерами.

В финале ретромания постепенно сходит на нет, уступая место урбан-попу и ритмичным балладам, но от этого ощущение вневременности никуда не исчезает.

Фото: VK
Фото: VK

Эскапизм, который искусственно проявился внутри весьма прямолинейного высказывания, вступает в настоящую атомную реакцию с и без того ностальгическим звучанием «Miss». Хочется верить, что такое соединение способно запустить у слушателей медленный процесс восстановления от кислотной действительности ― так же, как это произошло в случае Доры, сумевшей возвыситься над токсичным прошлым. Пускай такое видение как бы очередной поп-новинки кажется умозрительной наивностью, но сейчас именно вера способна помочь не поддаться чувству беспомощности.

Любопытно, что в качестве поддерживающей песни вполне может выступить «Маленькая леди», а не «Я боюсь людей». Потому что велик соблазн ассоциировать себя с хрупкой девочкой, масштабировав её до литературного образа «маленького человека». Настолько маленького, что ему только и остаётся «злиться на давящий на него внешний мир». Главное только после минуты слабости найти силы обратно повзрослеть.  

В тему:
«Никто не может занять мою нишу»: Дора в интервью ТНТ MUSIC
В тему:
Спасибо локдауну: рецензия на лучший альбом Гарри Стайлса «Harry's House»
Понравилась новость?
Расскажите друзьям: