Схема, проверенная на личном опыте ЗОЖ-эксперта и мамы троих детей: поддерживаем, наблюдаем и изучаем, показываем пример, остаёмся чуткими и всячески вдохновляем. А также запоминаем, что поможет настроиться с ребёнком на одну волну, а что - помешает.
Родители тревожатся - дети не хотят ходить на физкультуру и заниматься спортом. И повод для тревоги есть. По статистике, например, детское ожирение встречается в 2 раза чаще взрослого. Но дело не только и далеко не в нём.
Мы всё больше времени проводим сидя - сначала за партами и компьютерами, потом в офисах и в транспорте.
А малоподвижный образ жизни - главная причина многих распространённых заболеваний и депрессий.
Не учат, к сожалению, в школе любить физкультуру. Чаще - обратное. Давить, стыдить, заставлять - бесперспективно. Ну, раз, два заставишь, а дальше что? В постоянном режиме - бессмысленно, если только цель не развить устойчивый негатив и испортить отношения.
Я работаю со взрослыми людьми, но, как многодетная мать, имею все возрастные группы под рукой - дошкольник, школьник и студент - и натренировалась.
Делюсь профессиональным и жизненным опытом.
Как показывает практика, лучше всего:
1. Создавать поддерживающую среду и не путать здоровый образ жизни и профессиональный спорт.
Тут родителям важно спросить самим себя: "Чего мы сами хотим от ребёнка? Чтобы успехов в спорте добился или чего-то другого? Мне - так важно просто, чтобы дети были здоровым и приобрели привычку заниматься спортом для жизни. Потому что это такой же ресурс, как умение учиться и вера в себя.
2. Подходить к этому вопросу как исследователь.
- Понять причины отсутствия мотивации. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Мотивация - это не данность раз и навсегда, а результат взаимодействия нашей личности со средой.
- Пробовать разные стратегии. Одна не сработала, пробуем другую. В любом случае под лежачую попу мотивация не течёт.
3. Быть активными по жизни самим.
Заставлять заниматься спортом ребёнка, когда сам регулярно косишь по двум причинам: то ТО, то СЁ, - двойные стандарты. Даже маленькие дети это считывают.
А когда в семье принято заниматься спортом, то могут быть разные периоды отношений со спортом, но в любом случае физическая активность воспринимается как норма жизни.
4. Как в любых отношениях, проявлять интерес и быть в контакте, чтобы замечать, где помочь информацией или поддержкой или вовремя обнаружить, если что-то пошло не так.
У нас так было у среднего с футболом - не пошло, слишком стрессово для него было. Стоит ли настоять и помочь пережить трудности или сменить активность? Мы выбрали второе.
5. Создавать смыслы.
Придумывать различные челленджи, совместные спортивные и благотворительные мероприятия, такие как фан-ран, например, и прочие активности по возрасту.
6. И напоследок, у меня есть беспроигрышный вариант - завести активную собаку.
___
Полина в Instagram — @polly_max
___