В прошедшую пятницу вышел девятый сольный релиз противоречивой рэп-фигуры после череды изматывающих переносов. Спустя год после несостоявшейся премьеры «Yandhi» Канье Уэст возвращается в роли прозревшего христианина, чуть ли не впервые в карьере вызвав шквал негативной критики как со стороны фанатов, так и представителей обычно благосклонной прессы. Какие вопросы оставляет пластинка «Jesus Is King» и какое место ей уготовано в будущих ретроспективах?
Не сотвори себе кумира, да не погрешим будешь. Ожидая новые работы Канье Уэста, каждому мало-мальски заинтересованному в его творчестве пора бы принять эту установку за правило. Не смирению ли учит сам Yeezy, способный молниеносно огорчить фан-базу, изменить своим планам и взглядам, сыграть против общих ожиданий? Правда, подобные умозаключения никак не упростят понимание творца и тем более не заставят вас полюбить чуждое вашему нутру. Ну записал великий Канье слабый и неубедительный альбом, да и что с того? Не конец света.
Одно точно радует: Канье Уэст наконец вернул себе заголовки, посвящённые исключетельно его музыкальной деятельности. При всех возможных претензиях возведённый долгострой оставляет серьёзную пищу для размышлений, но когда было иначе? Первые реакции на «Jesus Is King» больше говорят о неприятии нынешней ипостаси Канье в качестве духовного учителя, несмотря на то, что устраиваемые им воскресные службы в кругу семьи, близких и голосистых госпел-певцов, изначально могли вызывать и недоверчивую улыбку, и интерес к готовящемуся «перерождению». Даже на бутлеговых записях проект Sunday Service выглядел эффектно и многообещающе. Но судя по последним интервью мистера Уэста, тем, кто настроен на госпел-альбом, по всей видимости, придётся подождать до католического Рождества, когда должен выйти «Jesus Is Born». Если тут вообще применимо слово «должен»…
По теме: Метания Канье: чем был занят рэпер в преддверии выхода «Jesus Is King»
Что же из себя представляют 11 треков «Jesus Is King»?
Упомянутый госпел в исполнении Sunday Service Choir частично здесь также представлен ― в качестве интерлюдии «Every Hour». Нечто похожее Канье уже прежде проделывал на прошлогоднем «Ye», когда внутри него, на треке «Ghost Town», тизерил альбом «Kids See Ghosts» с Кидом Кади. Этим участие хора не ограничивается, он прозвучит ещё на трёх композициях, включая «Selah» ― одну из центральных записей религиозной пластинки. Именно её можно назвать самой масштабной по звучанию работой Канье, внутри которой заключены две строчки, оправдывающие задержку длиной в год: «Everybody wanted Yandhi, then Jesus Christ did the laundry». По ним и другим многочисленным обращениям к Богу, стало быть, слушатели должны почувствовать, как автор искупает грехи. Но какое просветление без раскаяния? Вот в этом здесь ощущается резкий дефицит, мешающий сопереживанию. Неспроста в комментариях можно встретить сомнения в искренности Канье Уэста.
На протяжении всей пластинки рэпер приглушает свою грешную натуру, за чем не видно детализированного портрета. Пазл не складывается, когда держишь в голове мятежное прошлое Канье. А выслушивать проповеди будучи не готовым к ним ― довольно непростое занятие. Если на первых треках принять духовные откровения грешника ещё можно, то за ними хотелось бы увидеть следы, оставленные на пути к просветлению. Кажется, в процессе перманентного переделывания лонгплея, мастер-миксов и финального трек-листа этот нюанс где-то был утерян. Отсылая к проверенной временем классике автора «Jesus Walks», вопрошаем: «Канье, покажи нам путь, потому что дьявол пытается сломить нас». Нелицеприятные выходки и неаккуратные изречения из недавнего прошлого рождают в нас противоречивые чувства по поводу 27-минутного молебна. А нужен ли вообще автору диалог со слушателем?
Единственным треком, где Канье задаёт вопросы новой вере в попытке определить для себя рамки дозволенного, можно назвать разве что «Follow God». В остальном же, при всём обилии категоричных воспеваний небес самыми ценными частями пластинки выступают хоть чуточку противоречивые треки или те, в которых можно выловить особый личный контекст. К примеру, в «Closed On Sunday» Канье нарочно позволяет себе сравнение сеансов Sunday Service с известной общепит-сетью Chick-Fil-A, чьи рестораны не работают по воскресеньям, а владельцы имеют репутацию гомофобов-активистов. Провокация сработала, после появились призывы к бойкоту выступлений его госпел-хора.
Исключительным бриллиантом его девятого сольного альбома выступает совместка с рэп-дуэтом Clipse и саксофонистом Кенни Джи «Use This Gospel». Во-первых, на двух роскошных куплетах воссоединяется культовая группа родных братьев Pusha T и No Malice, во-вторых, Йе исполняет здесь исключительно функции примирителя. Примерно такой же приём с предоставлением трибуны отлично сработал в 2016 году на «Ultralight Beam». Как и тогда, Канье выдаёт всю мощь маститого продакшена и эмоционально пропевает нежный заглавный хук. Вот и пример благодетели всей затеи, которая вселяет оптимизм перед будущими релизами рэпера. Как это ни странно, конфликтная подноготная настолько проникает в общий вайб упомянутых треков, что даже без вникания в слова при первом же прослушивании они вызывают симпатию.
В остальном же от «Jesus Is King» веет агитационной духотой. На протяжении пяти божественных од к кульминационной «God Is» нарастает чувство переутомления от отсутствия новой пищи для размышлений. В каждом таком треке можно найти много приятных деталей, но в комплексе они перестают работать. То поверх блаженного госпел-семпла Канье истошно проповедует надорванным голосом, то наоборот под минималистичный электробит скованно причитает о всемогуществе Всевышнего.
Новый альбом в какой-то степени показывает, что гений Канье Уэста отчётливее проявляется, когда его музыка создаёт дискуссию. Даже в предыдущем раскритикованном альбоме «Ye» было куда больше исповедей, чем на «Jesus Is King». В интервью Зейну Лоу арт-деятель возмущается публичными порками либеральной общественности, причиняющими, по его мнению, огромный урон искусству и праву на рефлексию. Только вот в конечном продукте этот посыл, можно сказать, практически не проявляется.
Читать также: Канье Уэст ― «Ye»: комментарии бытия
Возведение спасительного ковчега под названием «Jesus Is King» ― признак выхода большого артиста в тираж или временное проявление эскапизма перед настоящим перерождением? Готов ли Канье Уэст после эйфорических творческих посвящений пойти до конца и искупить все свои грехи, или всё это временное помутнение его биполярного сознания? Если «The Life of Pablo» был написан в шаге от психологического коллапса, то «Jesus Is King» тогда ― за секунду до духовного очищения? Да, Канье Уэст, как всегда, оставляет множество вопросов, но по большей части они на сей раз направлены к нынешнему состоянию его авторского почерка и степени завершённости его последних высказываний в альбомной форме. «Jesus Is King» заслуженно получает звание самой спорной работы рэпера, что, конечно же, выделяет её на фоне всей дискографии. Разочарованным фанатам остаётся только верить в то, что они увидели исход Канье к «новозаветному» периоду его карьеры. Теперь просветительская и благотворительная деятельность артиста вызывает куда меньше сомнений.
P. S. Если религиозные метаморфозы Канье Уэста не отпугнули вас окончательно, предлагаем в качестве добавки рассмотреть вариант с походом в кино на короткометражный фильм «Jesus Is King» в формате IMAX. Сопровождающая музыкальный релиз 35-минутная лента стартует в российском прокате 8 ноября.
Подробнее: Фильм Канье Уэста собрал миллион долларов в прокате