Завершающий материал с итогами прошедшего 2020-го. TNTMUSIC.RU делится списком главных мировых релизов и объясняет, почему они заслуживают особого внимания. В число лучших пластинок вошли поп-блокбастеры The Weeknd'а, Дуа Липы, Арианы Гранде и BTS, рэп-релизы Pop Smoke и Мака Миллера, а также инди-бриллианты The Strokes и Charli XCX. Вспоминаем значимые лонгплеи прошлого года и восполняем пробелы!
THE WEEKND ― «AFTER HOURS»
Главный блокбастер в музыке 2020-го, сочетающий в себе густой синтвейв-поп, мрачный индастриал-R&B, речитативный трэп и соул-баллады. Вышедшая в разгар локдауна брейкап-пластинка Эйбела Тесфайе побила рекорды продаж за год. «After Hours» представляет собой хронику несчастливых любовных переживаний под инструменталы lllangelo, Макса Мартина и Дэниела Лопатина из Oneohtrix Point Never. На протяжении всего лонгплея The Weeknd пытается пережить расставание и найти объяснение своим грехам. Потрясения, одиночество, притворство, наркозависимость, вина, раскаяние, усталость от медиа, забытье со вкусом свободы ― Эйбел справляется с переживаниями, берёт под контроль свои чувства и как бы перерождается.
Для новой эры была придумана череда кинематографичных клипов и представлений, главным героем которых стал побитый гуляка в красном пиджаке, альтер эго The Weeknd.
Но не прячутся ли за яркой мистификацией шероховатости самого релиза? Ведь после прослушивания возникает мысль не о полной перезагрузке, а о её имитации. Да, альбом «After Hours» вышел довольно ограниченным по масштабу музыкального высказывания. Похоже, это осознавал и сам The Weeknd, поэтому вложил дополнительные силы в эстетическое обрамление треков уже постфактум. Мощнейшая промокампания создала эффект того, что пластинка ценнее, чем она есть на самом деле. Это всё и хочется поставить в вину. Тем не менее, Эйбел Тесфайе добавил в мейнстримный звук приятные вкрапления андеграунда.
Несмотря на особую концепцию и ощущение экспериментальности, «After Hours» ― поп-пластинка по всем параметрам. И канадский топ-артист, без сомнения, выиграл благодаря премьере альбома в максимально сюрреалистическое для всего мира время.
TAYLOR SWIFT ― «FOLKLORE»
Минималистичная пластинка американской топ-звезды, невольно создавшей канон «карантинного альбома». Весенний локдаун 2020 года наверняка останется в нашей памяти как одно из сильнейших переживаний в жизни, а для многих музыкантов едва ли не самым вдохновенным периодом в их карьерах. Глобально опыт певицы нельзя назвать уникальным, но так как альбом «Folklore» был первым крупным релизом в своём «ковидном» роде, то именно он стал музыкальным воплощением общего запроса на искренность, умиротворение и перезагрузку.
Весной того года Тейлор Свифт закрылась на студии, предложив работу гуру мейнстримного инди ― участникам групп The National, Bon Iver и Fun. Последнюю команду можно было не вспоминать, но почему бы не напомнить о том, что небезызвестный продюсер Джек Антонофф прибыл из той же песочницы... Такой набор коллабораторов отбросил стремления создать поп-бэнгеры и позволил сосредоточиться на деликатном полуакустическом звучании. В конечном счёте это придало песням лёгкости, которой периодически не достаёт мегаломанским песням Тейлор последних лет, и обеспечило ей рекордные продажи.
Внезапная премьера «Folklore» стала огромным сюрпризом для поклонников, но какое было их удивление, когда стало известно, что за карантин певица записала аж два альбома. Через несколько месяцев вышел сиквел «Evermore».
BTS ― «MAP OF THE SOUL: 7»
Важный для южнокорейского бой-бенда альбом отсылает сразу к трём цифрам «7»: число участников в группе, количество лет их совместной работы и номер пластинки в списке студийных полноформатников. В целом, успех лонгплея был ожидаем ещё до его премьеры: многомиллионная армия фанатов BTS не могла обделить вниманием столь символичный релиз. Но именно этот перманентный восторг поклонников, называющих любимых артистов идолами, и сбивает с толку при оценке реального уровня альбома. Главная претензия к нему, по факту, одна: безукоризненная коммерческая выверенность, в условиях которой музыка начинает звучать безлико. Стерильный саунд, схожее настроение треков и фарфорово-идеальные исполнители ― все эти элементы, не меняющиеся от пластинки к пластинке, заставляют почувствовать недостаток естественности.
Впрочем, нужно отдать BTS должное: будучи по-прежнему центральными фигурами жанра и обладая самой впечатляющей фан-базой в мире, они сохраняют всё такую же лояльность и открытость во взаимодействии с аудиторией.
LADY GAGA ― «CHROMATICA»
Триумфальный год для женской поп-музыки оставил после себя огромный выбор своего альбома-фаворита. На первый взгляд «Chromatica» проигрывает ностальгическому дэнс-опусу Дуа Липы по количеству восторженных отзывов, но материал Гаги настолько пышен, что на эти аргументы можно легко не обращать внимания. Да и причём тут конкуренция? Новая пластинка Леди Гаги ― самая настоящая реинкарнация и преодоление неудач последних семи лет музыкальной карьеры певицы.
На какое-то время переключившись на кино, Леди Гага словно настроила сбитый прицел и вновь научилась по-визионерски подходить к реализации собственных амбициозных концептов. На «Chromatica» певица умудрилась объединить в одно, казалось бы, не особо стыкуемые вещи ― танцевальную и электронную музыку девяностых во всём её многообразии, эстетику мрачного сай-фая, брутальный звук, хрупкий мелодизм и гуманистический посыл. При всей замороченности альбом, тем не менее, целиком состоит из танцевальных гимнов, заряжающих духовными силами всем врагам назло.
MAC MILLER ― «CIRCLES»
Эпилог недолгой жизни талантливого американского артиста. Мак Миллер работал над альбомом «Circles» вместе с композитором и саундпродюсером Джоном Брионом, с которым у него сложился тонкий творческий симбиоз. В итоге пластинка, изначально задуманная Малкольмом МакКормиком как дополнение к предыдущему лонгплею «Swimming», была доработана Брионом уже после смерти рэпера и выпущена в качестве самостоятельного студийного альбома. По жестокой иронии этот релиз стал последней попыткой Мака разорвать порочный круг зависимости и депрессии, который в финале и погубил артиста.
Несмотря на то, что в большинстве песен Миллер всё так же размышлял о тревоге, апатии и преодолении себя, в целом треклист альбома получился ощутимо более оптимистичным, чем в «Swimming». Артист с грустной улыбкой иронизирует над своими проблемами, выражая это в мягком и спокойном звучании с минимальным объёмом рэп-партий. Сам того не зная, Мак красиво попрощался с миром и побудил многих оставить в прошлом пагубные зависимости.
ARIANA GRANDE ― «POSITIONS»
Шестой студийник американской поп-дивы, бесспорно, стал украшением её дискографии. С ним Ариана Гранде мягко отодвигает в сторону глянцевый поп-формат, выбирая взамен элементы соула, джаза и классического R&B. Если знаковую пластинку «Sweetener» Ари посвятила пьянящему восторгу любви, а в предыдущем альбоме, «Thank u, next» делилась личными драмами, то в «Positions» продемонстрировала ощутимую осторожность в выражении чувств. Отразилось это и на инструментальной части релиза: потенциальный дэнс-хит «Motive» было решено оставить в более сдержанной форме (и это при том, что продюсировал сингл звёздный битмейкер Murda Beatz, а гостевой куплет исполнила Doja Cat!).
Эмоциональная основа «Positions» ― желание и одновременный страх новых чувств. Артистка не знает, сможет ли когда-нибудь испытать былые эмоции, и с опаской протягивает руку навстречу новому роману (особенно явно это читается в фите с The Weeknd «Off The Table»). Но осторожность в платонических проявлениях подтолкнула певицу к большей откровенности в плотских темах. В отличие от многих других звёзд Ариана не так часто делится в песнях своими фантазиями и деталями сексуальной жизни, поэтому сингл «34 + 35» удивил многих своей нескромностью. Так или иначе, пластинка «Positions» прекрасна в подлинности сторителлинга и безупречности музыкальной огранки, поэтому однозначно занимает место в нашем списке лучших релизов года.
POP SMOKE ― «SHOOT FOR THE STARS, AIM FOR THE MOON»
Сложно сказать, насколько успешным был бы дебютный альбом Pop Smoke, если бы вышел при его жизни: по горькой иронии, трагическое убийство рэпера привлекло к релизу повышенное внимание. Впрочем, совершенно точно ― заслуженное. К 20 годам Башар Джексон стал одним из главных голосов нового бруклинского дрилла, и после смерти артиста его коллеги не могли позволить оставшимся работам Pop Smoke остаться неуслышанными.
На роль исполнительного продюсера пластинки «Shoot for the Stars, Aim for the Moon» вызвался сам 50 Cent, а поучаствовать в записи захотели более 15 хип-хоп-звёзд. Последний аргумент, к слову, сыграл и в минус: чрезмерное обилие фитов несколько сбивает при попытке уловить музыкальную идентичность Pop Smoke, а сольная часть огромного треклиста кажется недостаточной. Но наследие рэпера увидело свет, а значит, главная миссия пластинки была выполнена.
THE STROKES ― «THE NEW ABNORMAL»
Пронзительный камбэк первой значимой инди-группы 2000-х, после которого The Strokes мигом вошли в ранг живых классиков. Джулиан Касабланкас философствует о прошлом и будущем под хуковые глэм-риффы и возвышенные синтезаторы, открывая в себе почтенного крунера от рок-н-ролла. Песни сорокалетних «юнцов» настолько светлые, танцевальные и весёлые, насколько и печальные из-за так и сквозящей тоски по ускользающей молодости и страха перед неизведанным.
Несмотря на затрагивание темы времени, альбом «The New Abnormal» оставляет ощущение записи, не отражающей ни звук прошлого, ни настоящего, ни будущего. По-настоящему аномальный релиз ― одновременно для всех и ни для кого из конкретной возрастной категории слушателей. Возможно, веским поводом ознакомиться с этим весенним альбомом также станет такой факт: Билли Айлиш недавно призналась, что не может перестать его слушать и назвала любимым за долгие годы.
DUA LIPA ― «FUTURE NOSTALGIA»
Стремительность, с которой развивалась карьера Дуа Липы, буквально обязывала её сделать второй сольный альбом суперуспешным. Перед британской поп-звездой стояла задача железно закрепиться в высшей лиге индустрии и завоевать сердца тех, у кого ещё оставались сомнения на её счёт. С этой мыслью и была записана пластинка «Future Nostalgia», бьющая сразу по нескольким направлениям: «танцевальность», игра на ностальгических чувствах аудитории и максимально мощная диджитал-поддержка. Последний пункт стоит выделить отдельно: промокампания альбома «Future Nostalgia» стала одной из самых масштабных за последние годы. Она включила и множество альтернативных экранизаций, и сборник ремиксов, а кроме того ― привлечение к работе легенд поп-музыки ― Мадонны и Гвен Стефани ― и грандиозный онлайн-концерт. Несомненно, Дуа Липе удалось сделать из релиза пластинки мировое шоу.
Но пение дифирамбов несколько утихает при более детальном взгляде на музыкальную составляющую лонгплея. Захотев приблизить своё звучание к стилю диско-хитов 90-х и нулевых, артистка и её саундпродюсеры выбрали простой путь. Пожалуй, даже слишком простой для столь высоких заявок лонгплея. Да, в треклисте нет прямого копирования, но нет и изобретательности, которая бы сделала саунд захватывающим и самодостаточным. Фактически, всё то, что предложила Дуа Липа в «Future Nostalgia», было много раз раскрыто такими звёздами жанра, как Кайли Миноуг, Гвен Стефани, Moloko и Карли Рэй Джепсен. Альбому не хватило смелости и фантазийности, которые позволили бы синглам оттуда не только попасть в радийный формат, но и заинтересовать более искушённого слушателя.
BLACK EYED PEAS ― «TRANSLATION»
С момента воссоединения в 2015-м группа регулярно выпускала релизы, но большинство из них прошли почти незамеченными. По мнению многих, уход Фёрги положил конец успешной карьере легендарного бенда. Но will.i.am и apl.de.ap так не считали. После коммерчески слабой пластинки «Masters of the Sun Vol. 1» ветераны группы приняли в свой состав ещё двух участников и продолжили работу. Альбом «Translation» стал кульминацией нового этапа в карьере Black Eyed Peas и доказал, что они всё ещё в строю. Вдохновившись звучанием латиноамериканской музыки, артисты добавили к ней своих фирменных красок, смешали с хип-хопом, реггетоном, трэпом ― и выдали захватывающий пёстрый лонгплей.
Участие центральных звёзд жанра в лице Шакиры, Джея Бальвина и Малумы добавило экзотическому блокбастеру ещё больше огня, а удачное использование семпла из хита Мадонны «La Isla Bonita» обеспечило треку «Mamacita» статус большого хита. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что альбом «Translation» возродил карьеру Black Eyed Peas в новом десятилетии.
CHARLI XCX ― «HOW I'M FEELING NOW»
Какой годовой топ без альбома в жанре hyper pop, на протяжении семи лет называемого «музыкой будущего»? Хоть и сам термин появился относительно недавно, этот специфический метаироничный саунд долгое время ассоциировался с продюсерами электронного лейбла PC Music и их звёздными клиентами. Charli XCX ― одна из тех больших артисток, благодаря которой hyper pop постепенно обретал массовое признание (см. прорывы 100 gecs, Ashnikko, Рины Саваямы). Что отличает альбом «How I'm Feeling Now» от предыдущих, так это то, каким энергетически заряженным, бескомпромиссным и художественно цельным он получился в кратчайшие сроки при минимуме инструментов.
Чтобы записать этот лонгплей, Charli XCX хватило ноутбука со звуковой картой, подключения к интернету, шести недель дистанционного обмена идеями с двумя продюсерами из всё того же лейбла PC Music, а также фанатских комментариев к промежуточным демкам. Тем удивительнее, что релиз «How I'm Feeling Now», сделанный по DIY-канонам, куда плотнее напичкан хитами, чем монументальный альбом певицы «Charli» 2019 года. При обильном кибернетическом звучании Шарлотте удалось нечто душевное и духоподъёмное, и всё это без звёздных имён в треклисте.
YUNGBLUD ― «WEIRD!»
Второй альбом британского поп-панка смело можно назвать музыкальным экспресс-психологом для тинейджеров. Это и было главным стремлением YUNGBLUD'а: записать социально ориентированную пластинку, затрагивающую актуальные для общества проблемы. Делает это Доминик Харрисон всё с той же бунтарской и максималистской позиции, провозглашая «странность» каждого способом самоидентификации и поводом для гордости. Конечно, все эти мятежные лозунги кому-то могут показаться навязчивыми, но достаточно изучить соцсети артиста, чтобы убедиться в искренности заявлений Дома.
YUNGBLUD сам переживает внутреннюю борьбу и находится в непростом поиске себя, поэтому каждый из синглов в «Weird!» вполне можно считать автобиографичным. Особенно это слышно в трогательной балладе «It's Quiet In Beverly Hills», где Доминик отходит от панковского бахвальства и показывает свою уязвимость.
LIL BABY ― «MY TURN»
Атлантский рэпер довольно быстро перешёл от статуса ноунейма к большой популярности. Но Lil Baby не дал этому взлёту себя опьянить, потому что понимал: за по-настоящему масштабный успех ему ещё предстоит побороться. С альбомом «My Turn» Доминик Джонс заявил, что вовсе не собирается сбавлять темпов. В 26-трековой пластинке, полной многословного торопливого флоу поверх меланхоличных инструменталов, Lil Baby рассказывает свою историю восхождения к славе, не скрывая мрачных деталей биографии вроде тюремного срока и участия в преступной жизни родного района.
В противовес этому ― музыкальная составляющая пластинки далеко не так насыщена. Лонгплей звучит ровно, без резких поворотов и мелодичных отступлений, более того – во многих битах прослеживается один и тот же нехитрый инструментальный набор из клавиш, хай-хэтов и 808-х басов. Под «My Turn» кто-то может заскучать, но, судя по всему, Lil Baby и не задавался целью удивить. Альбом получился, как и было задумано, классическим для звучания новой школы.
GORILLAZ — «SONG MACHINE, SEASON ONE: STRANGE TIMEZ»
Коллаборационный проект всё больше отходит под управление его саундпродюсера Деймона Албарна и в меньшей степени делает ставку на визуальное оформление. За время карантина почётный лидер группы записал десятки композиций с приглашёнными звёздами и к октябрю смог выдать порцию из 17 избранных треков. По прошествии нескольких месяцев и многократных прослушиваний первый сезон «Song Machine» так уверенно засел в плейлистах, что заглушил прежние вздохи об исчерпанности проекта Gorillaz.
Фиты с передовыми рэперами ― ScHoolboy Q, slowthai, 6LACK, JPEGMAFIA, Octavian, Skepta, ― новомодными героями инди-сцены и великими мэтрами ― Элтоном Джоном, Робертом Смитом из The Cure, Питером Хуком из New Order и Joy Division, а также создателем афробита Тони Алленом ― подарили старым фанатам и молодым слушателям удивительный аудиоэкспириенс. Стильно, оригинально, бодро и не без образовательной миссии.
JESSIE WARE ― «WHAT'S YOUR PLEASURE?»
Кажется, мейнстримная поп-музыка от женщин в короткой перспективе выполнила задачу максимум. Если не говорить о возможной исторической значимости тех релизов, то можно заметить подобную ситуацию и на более нишевой сцене. Среди роскошных альбомов Рошин Мёрфи, Джесси Ланца, Рины Саваямы и Джесси Уэйр мы решили сосредоточиться на последнем. У пластинки «What's Your Pleasure?» есть всё, чтобы влюбить в себя слушателя: воздушный мелодизм, аналоговые синтезаторы, сочетание диско и электропопа, страстная лирика.
Британка Джесси Уэйр поставила себе цель записать сексуальный альбом, который станет саундтреком для свиданий. Ровно так он и звучит ― одновременно пылко и деликатно.