Итоги: 15 главных русскоязычных альбомов 2021 года

07.01.2022, 18:22

TNTMUSIC.RU завершает подведение итогов минувшего сезона. Мы определили топ-15 пластинок 2021 года, без которых теперь трудно представить местный шоу-бизнес. Кто кроме Zivert, Скриптонита, Morgenshtern'а и Oxxxymiron'а попал в наш список?

Итоги: 15 главных русскоязычных альбомов 2021 года

ZIVERT ― «VINYL #2»

Певица отметилась в новом сезоне сиквелом прорывной дебютной пластинки «Vinyl #1», в котором продолжила исследовать открытую ей же формулу ретрохита, вобравшего в себя синт-продакшен, любовную драму и американскую дикцию. Вторая часть альбомной дилогии ― всё та же классическая поп-музыка, предназначенная для любителей грустных дэнсов, а также для скучающих по большим артистам прошлого с традиционной системой ценностей. 

На «Vinyl #2» Zivert и её соавторы позволили себе некоторые вольности при написании аранжировок, воспользовавшись приобретённым статусом топ-артистки. От этого её песни, конечно, не приобрели шарм экспериментальной поп-музыки, но некоторый налёт эстетства проявился сильнее. Из минусов – сам треклист альбома, в котором из-за редакторской нерешительности зачем-то соседствуют идентичные и не самые выразительные композиции «Турист» и «Два туриста» (с участием итальянской певицы Wiwo). А перед ними звучит несколько «нарнийский» рэп, что тоже сбивает перед финальной тройкой песен. 

Лучшие же моменты пластинки ― кинематографическое синти-поп-вступление из синглов «Рокки» и «Cry», будто написанных для сентиментального голливудского боевика 80-х, сдержанный фанк-поп в треках «Тебе» и «Тишина», загадочные «Многоточия».            

OXXXYMIRON ― «КРАСОТА И УРОДСТВО»

Десятиминутное видео «Кто убил Марка?» ознаменовало громкий камбэк Мирона Фёдорова. Однако после выхода микстейпа «Смутное время», в основном состоящего из старых треков, никто уже не ожидал получить от него новый материал. И всё же Oxxxymiron выпустил свой третий студийный альбом «Красота и уродство». В нём — 22 песни, тексты которых переполнены прямыми отсылками, завуалированными намёками и именами. Чего стоит одна только строчка про политолога Екатерину Шульман, которая разделила интернет на два лагеря. Кстати, незамысловатая, на первый взгляд, обложка пластинки скрывает за собой ещё одно имя: её нарисовал культовый рок-музыкант Борис Гребенщиков. 

В новом альбоме Oxxxymiron по-прежнему превращает свои тексты в полноценные истории со смыслом, зато в звучании нашлось немного место для экспериментов: здесь и кальянный рэп, и женский вокал, и фиты с разноплановыми артистами. Среди них — рэперы ATL и Игла, Дельфин, поп-исполнительница Тося Чайкина, электронный дуэт «Аигел». В одном из треков можно услышать даже старое голосовое сообщение от Morgenshtern. Oxxxymiron высказался на остросоциальные и политические темы, добавил немного лирики, отрефлексировал собственное творчество. Подобное смешение стилей и некоторая перегруженность оттолкнули многих слушателей, но другие, наоборот, хвалили Мирона именно за такой разноцветный калейдоскоп. (ред. – Татьяна Беленкова)

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

ЕГОР КРИД ― «PUSSY BOY»

Егор Крид провёл турбулентный год, выдавая то слёзные поп-песни о любви, то слёзные рэп-диссы о любви (в адрес Вали Карнавал), чтобы потом закончить его синглами на радость рекламодателям. Что было посередине ― эффектный и продуманный аттракцион от прирождённого поп-артиста эпохи соцсетей. 

Егор Крид начинал путь именно с хип-хопа, но только с альбомом «Pussy Boy» ему удалось выступить инфлюенсером жанра. В игру ворвалась целая свора «свежих» ребят из объединений Melon Music и CPLUS, перенёсших на российскую почву детройтский звук. Характерные ему абсурдизм и небрежный фристайл в удобоваримых пропорциях до массового слушателя сумел донести именно бывший блэкстаровец. Содержание стало менее грязным, но задор и лёгкость остались. В итоге имеем один из самых обсуждаемых релизов года (спорное название и TikTok-перепалки), полный панчей, хуков и запоминающихся мелодий. 

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

В тему:
«Pussy Boy» ― главный альбом года. Как Егор Крид разгадал новый рэп


MORGENSHTERN ― «MILLION DOLLAR: HAPPINESS» / «MILLION DOLLAR: BUSINESS» 

Одновременно предсказуемый и парадоксальный бестселлер, состоящий из двух схожих по содержанию и разных по форме частей. Алишер Моргенштерн играюче приземлился на верхние строчки чартов, сбросив на них излишки своего медийного веса и продукцию творческого нигилизма. На момент выхода «Счастья» и «Бизнеса» казалось, что они должны подпортить стабильное положение антигероя-любимца, но вышло только наоборот за счёт его умения вести диалог с подписчиками и использовать новостную повестку. Кажется, как провокация треки Morgenshtern'а перестали работать, но всё компенсировалось выходом за пределы хип-хоп-вакуума. 

Неполиткорректно, местами очень смешно и оригинально, но где-то даже можно заметить сигналы бедствия.

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет. 

В тему:
Morgenshtern перегрелся: рецензия на рэп-дилогию «Million Dollar: Happiness / Business»

MARY GU ― «ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ» / «ПЛОХОЕ И ХОРОШЕЕ»

Не одной моргенштерновой дилогией ограничивался музыкальный год: двумя месяцами ранее Mary Gu представила друг за другом две зеркальные части своего проекта. Забавно также коррелируются и обложки певицы и рэпера, в которых они оба предстают двуликими персонажами, но на этом параллели заканчиваются.

По сумме двух релизов у поп-артистки получился единый по концепту полноформатник, в котором она осмысляет своё место в индустрии, запросы слушателей и отношения с близкими людьми, а также противоборствует патриархальным взглядам и пренебрежению критиков по отношению к её творчеству. На выходе мы имеем на редкость личные композиции зрелого человека для широких масс, а элементы рока, хип-хопа и электроники применяются здесь в постмодернистском ключе, что только добавляет поп-продукту увлекательности и говорит о широком диапазоне таланта Mary Gu.

ARTIK & ASTI ― «МИЛЛЕНИУМ X»

Саундтрек прощания с флагманским поп-проектом русскоязычного шоу-бизнеса последних лет. Распавшийся дуэт под занавес записал материал, в каком-то смысле привычный для себя  по мелодраматическому накалу. Слёзы льются рекой, любовный рок затмевает разум, а Анна Дзюба, как никто другой, мастерски доносит все эти страдания до нас. Красивое окончание десятилетнего пути к славе Artik & Asti, лишь статистически уступающее разрывному предшественнику «7». 

BIG BABY TAPE, KIZARU ― «BANDANA I»

В 2021 году было несколько заметных коллаб-альбомов, но по масштабности имён все проигрывали проекту Kizaru и Big Baby Tape. Вне зависимости от наполнения «Bandana I» релизу было суждено возглавить чарты, но треков бэнгерного толка там оказалось более чем достаточно. В принципе этот альбом можно использовать как готовый плейлист для вечеринки, если среди гостей нет противников хип-хопа в принципе. 

Существенное преимущество пластинки – в том, что она сделана с целью поженить ньюскульную наглость с классическим звуком а-ля джи-фанк. Тексты не могут похвастаться какой-либо осмысленностью, но оно и не нужно слушателям «Bandana I». А вот оригинальных панчей хотелось бы услышать побольше. Возможно, на второй части с этим выйдет интереснее.    

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

В тему:
Big Baby Tape о бриллиантовой сертификации и «Bandana 2»


СЮЗАННА ― «KARAOKE PROVOKE»  

Харизматичная певица в реальном времени совершает интересный переход от поп-хедлайнера до звезды независимой сцены, прекратив сотрудничество с экс-супругом Ромой «Мальбэком». В сотрудничестве с новым коллаборатором Никитой Каменским Сюзанна сначала записала сильно экспериментальную пластинку «Megalith» в духе Sevdaliza, в которой выплеснула нереализованные амбиции новаторки, а затем уже представила вольную поп-работу «Karaoke Provoke». 

Здесь исполнительница демонстрирует многофункциональность своего голоса, делает упор на сонграйтинг и раздвигает границы жанров, выступая разом эзотерической хаус-дивой, готической героиней пост-панка, певицей госпела поверх даб-инструментала и поэтессой мрачного романтизма. Но при всей экзотичности перечисленных эпитетов песни «Karaoke Provoke» объединяет, в первую очередь, мелодизм и желание сохранить баланс между заигрыванием с поп-канонами и поисками неочевидных творческих решений.

DOSE ― «ПОКА»

Болезненные расставания вдохновили некогда ключевого на российско-казахстанском рынке битмейкера Strong Symphony на полноценный запуск сольной артистической карьеры под именем Dose. За два года, к весне 2021-го, Айдос Джумалинов успел выпустить с десяток синглов, первый мини-альбом «Лото» и записать гостевые парты в песнях будущих резидентов Musica36, но именно с альбомом «Пока» произошёл качественный сдвиг. Дебютная пластинка посвящена преодолению тяжёлых переживаний, отчего дистанция между слушателями и музыкантом временами сокращается до расстояния вытянутой руки.

В альбоме «Пока» есть отличный баланс между комфортным поп-звуком («Ветер» и «Губы») и элегантными композициями для посвящённых («Пепел» или «Дома»), что на выходе даёт сильнейшую брейкап-пластинку.

GONE.FLUDD ― «LIL CHILL» 

Ещё один альбом, который выгодно отличает оформление треклиста. На полноформатнике «Lil Chill» GONE.Fludd отряхивается после двух блеклых пластинок, сумев наконец удачно объединить олдскульную подачу с трэпом, техничную читку с расслабленным сторителлингом, и реставрирует дух винтажного радио. По такому описанию можно подумать, что рэпер отбросил в сторону амбиции и записал бесхитростный материал в угоду ностальгии, только вот при всей кажущейся необязательности Фладду удалось записать по-настоящему хуковые треки. В похожем ключе обычно работали поп-синглы Олега ЛСП, что помогло ему стать большим артистом. Последующий EP «Digital Fantazy» закрепил успех альбома «Lil Chill».   

Предупреждаем: некоторые треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

СКРИПТОНИТ ― «СВИСТКИ И БУМАЖКИ»

Скажем прямо, «Свистки и бумажки» — не лучшая работа в дискографии Адиля, но всё ещё способна дать фору любому рэп-блокбастеру года. Здесь Скриптонит-продюсер возвышается над Скриптонитом-лириком, увлекая скорее дотошным аудиодизайном и рычанием на окружающую действительность, нежели новыми откровениями или, наоборот, чартовым потенциалом. Показательно и то, что главные треки артиста за год ― сингловые коллабы, но при этом единственный в 2021-м его сольный альбом всё же выигрывает по части автобиографичности и содержательности у самой амбициозной пластинки звезды ― англоязычного релиза «The Genetic Code», записанного  с Gee Baller'ом. Особенно если говорить о самых дзеновых песнях «Свистков и бумажек», вроде «Одно и то же».

Скриптонит ― тот артист, за путём которого интересно следить вне зависимости от знаковости его чекпойнтов.

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

В тему:
Как Скриптонит выложил на стол «Свистки и бумажки» и пошёл дальше: рецензия на альбом


ПРОСТО ЛЕРА ― «ПОГОДА ЛЮБИТЬ»

Российский тин-поп тоже регулярно полыхал в заголовках 2021 года. Пока в США сезон открытий запускала Оливия Родриго, у нас на всю страну гремел хит Вани Дмитриенко «Венера-Юпитер». Вряд ли будет возможным забыть, как Валя Карнавал достойно отстаивала честь (не)поющих тиктокеров перед Ларисой Долиной, а параллельно с этим дебютный лонгплей выпустил главный их представитель ― Даня Милохин. Летом MIA BOYKA представила убийственный «Прощальный альбом», который вполне мог оказаться в этом списке благодаря последним бэнгерам и гиперпоп-экспериментам, если бы только не ощущался как сборник лучших синглов за два года. 

В гитарном кьют-рокерском жанре его икона Дора записала фиты с Feduk'ом, T-Fest'ом и Платиной, а Алёна Швец попала в ежегодный отчётник Spotify. Но вот релиз какой певицы стоит немного особняком ― так это «Погода любить» просто Леры, которой не хватает лишь медийного веса и частоты упоминаний своего имени как бренда. По количеству стримов и лояльности фан-базы вполне ясно, что это всё недоразумение и дело скорого времени. От творчества перечисленных артистов музыку подписантки белорусского лейбла Kaufman отличает в хорошем смысле традиционалистский упор на альбомный формат. Треклист её дебютника не только воспринимается как увлекательное роуд-муви с драматическими поворотами, но и оставляет ощущение, будто взаправду был записан по системе Станиславского. О процессе создания пластинки просто Лера рассказывала в большом интервью TNTMUSIC.RU.

«Погода любить» ― изысканно спродюсированный цепкий поп-рок-альбом с прицелом на первые четыре альбома Земфиры, временами напоминающий зумерское перевоплощение Аллы Пугачёвой. За что можно покритиковать команду Александра Кауфмана, так это за порой явное придание лирике исполнительницы токсичной «пацанковости», что ещё сильнее проявилось на её втором за год альбоме «Valerie».  

МАКС КОРЖ ― «ПСИХИ ПОПАДАЮТ В ТОП»  

Второе крупнейшее возвращение года к альбомной форме после «Красоты и уродства». Макс Корж никуда не пропадал последние пять лет, но несмотря на обилие синглов и попыток в кризис-менеджмент, фанатам сильно недоставало долгоиграющих релизов от кумира. Конечно, «Психи» и правда сразу же попали в топ, пробудив армию приспешников, и ярко закрыли музыкальный сезон в конце декабря, но в этот раз сильнейшей стороной пластинки оказалась не лирика, а работа Макса с имеющимися битами. Белорусский идол раскачивает толпы, мотивирует, огрызается на несправедливость, изредка переключаясь на душевные номера.

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

OG BUDA ― «FREERIO»  

Было бы несправедливо чествовать тут альбом Крида «Pussy Boy» и при этом не отметить ни один альбом главных популяризаторов детройт-рэпа на местной почве ― парней из Melon Music и лейбла Cplus. Тем более при наличии альбома «Freerio», который воплощает собой методичку по записи желанных трэп-фристайлов с бредовыми панчами и корявым флоу. Он не предопределил успех детройт-рэпа в России, но утвердил за новомодным поджанром статус главного источника вдохновения для подрыва чартов первой половины 2021 года. 

Помимо этого лонгплей «Freerio» вернул OG Buda на небосклон хип-хопа, будто заново сделав его горячим фрешменом сезона в одном ряду с Soda Luv, Mayot и blago white. И всё же при столь сырой, но оригинальной форме релизу не достаёт редактуры. Особенно хлёсткие панчи не спишешь даже на постиронию ― от них отдаёт простым невежеством.

Предупреждаем: треки содержат ненормативную лексику и не рекомендуются к прослушиванию лицам младше 18 лет.

MUJUICE ― «MELANCHOLIUM»

Ключевой артист российской инди-музыки и электроники редко возвращается к песенной форме, но когда это происходит (примерно раз в пять лет), премьера обращается в событие. Только если альбом Романа Литвинова 2016 года больше запомнился по коллаборации с Земфирой и значительно уступал культовому «Downshifting» 2011-го, слабо попадая в суровый цайтгайст, то «Melancholium» попал куда надо. Новый альбом Mujuice от и до состоит из рефлексивных хитов и фантазийных песен с узнаваемым синт-продакшеном, чем утоляет вернувшуюся тягу народа к эскапизму. Если отстранение от реальности десять лет назад походило на склонность к фантазированию, то теперь уже кажется вынужденной мерой. В этой функции «Melancholium» оказывается даже более ценным саундтреком наших жизней.  

В тему:
Плейлист: главные камбэки 2021 года
Понравилась новость?
Расскажите друзьям:

Читайте также:

Слушать трек

Аня Pokrov спела о бывшем в сингле «Больше не верю»

Сиквел прошлогоднего трека «Последний предатель».

Слушать трек

Артём Качер подарил жене песню «3 слова» в день свадьбы

Сегодня певец и его возлюбленная Саша Рабаджиева вступают в брак.

Слушать трек

«Eazy»: Канье Уэст и The Game дропнули совместный трек

Досталось Ким Кардашьян и её новому парню Питу Дэвидсону.